Как обеспечить кадрами инвесторов на Дальнем Востоке

11.10.2015

Способно ли в кратчайшие сроки обеспечить специалистами прорывное развитие экономики Дальнего Востока Агентство по развитию человеческого капитала?

Дальний Восток, по словам Путина, наш национальный приоритет на весь XXI век. Однако кадры для реализующихся здесь крупных инвестиционных проектов и территорий опережающего развития нужны уже сегодня. Способно ли в кратчайшие сроки обеспечить специалистами прорывное развитие экономики Дальнего Востока Агентство по развитию человеческого капитала?

Общий объем финансирования программы развития Дальнего Востока на 2015 – 2025 годы составляет 3,6 трлн. рублей. 536,6 млрд. рублей будет выделено из средств федерального бюджета, 90 млрд. рублей – из бюджетов субъектов федерации, а 2,9 трлн. рублей планируется привлечь из средств частных инвесторов. Уже сейчас в программу заложено 16 реализуемых в настоящее время инвестиционных проектов, всего на повестке дня 23 проекта, тщательно отобранных Минвостокразвития и фактически готовых к реализации. «В основном эти проекты носят ресурсный характер, но в дальнейшем они будут связаны с глубокой переработкой, нефте- и газохимией», - сообщает министр развития Дальнего Востока Александр Галушка.

В настоящее время юридически оформлены 9 дальневосточных ТОР: две в Хабаровском крае, две – в Амурской области, две в Приморье, по одной ТОР в Якутии, на Камчатке и Чукотке. В планах на 2016–2017 годы – еще 8 территорий. Среди них – остров Русский, остров Большой Уссурийский, Курильские острова, ТОР «Сахалин» и ТОР «Свободный» под газохимическое производство с «Газпромом» и «Сибуром».

Наиболее масштабным проектом новой программы развития Дальнего Востока является «Строительство Восточного нефтехимического комплекса» (ВНКХ) стоимостью 1,2 трлн. рублей, который реализуется «дочкой» «Роснефти» ЗАО «Восточная нефтехимическая компания». Проект предполагает создание нефтехимического комплекса для производства нефтепродуктов в объеме до 30 млн. тонн в год. Планируется также создание в порту Находка терминала по перегрузке нефтехимии и нефтепродуктов с пропускной способностью 11 млн. тонн наливных грузов в год. Плановый объем реализации достигнет 400 млрд. рублей в годовом исчислении.

«Национальная химическая группа» совместно с «Газпромом» приступила к строительству крупнейшего в мире завода минеральных удобрений в Находке с объемом инвестиций 426,4 млрд. рублей. В числе крупнейших инвестиционных проектов разрабатываемый ОАО «ГМК «Норильский Никель» Быстринский горно-обогатительный комбинат инвестиционной емкостью в 113,2 млрд. рублей. Структура «Норильского Никеля» ОАО «Полюс Золото», ведущий производитель золота в России, является разработчиком Наталкинского золоторудного месторождения стоимостью 101,7 млрд. рублей - четвертого по значимости проекта программы развития Дальнего Востока.

ОАО ГМК «Темир», совместное предприятие «Евраза» и «Алросы», владеющее лицензией на освоение четырех железорудных месторождений в Республике Саха (Таёжное, Десовское, Тарыннахское и Горкитское), приступает к строительству Таежного ГОК в Южно-Алданском районе. Реализация инвестпроекта стоимостью 9,9 млрд. рублей позволит удовлетворить потребности крупнейших российских металлургических заводов в железорудном сырье.

В начальной стадии реализации масштабный инвестиционный проект компании «Металлоинвест» на Дальнем Востоке стоимостью 196 млрд. рублей - строительство горно-металлургического комбината в Удоканском месторождении меди, проектная мощность которого составляет 36,3 млн. тонн руды в год. В числе крупнейших инвестпроектов, создающих отраслевую инфраструктуру Дальнего Востока – создание месторождение Аметистовое в Пенжинском районе Камчатского края, разработка Апсатского каменноугольного месторождения на 20 млрд. рублей, рыбоконсервный комбинат на о.Шикотан, реализуемый ГК «Сапсан», увеличение мощности ОАО «Ургал уголь» до 7,1 млн. тонн/год (ключевой инвестор СУЭК), строительство горно-обогатительных комбинатов Гаринский, «Бараньевское» и «Аметистовый» и некоторых других.

Полная реализация государственной программы развития Дальнего Востока предполагает, что к 2025 году объем производства на территориях опережающего социально-экономического развития и в рамках инвестиционных проектов составит в совокупности 4,7 трлн. рублей. В макрорегионе будет создано 426,81 тыс. рабочих мест. Уже сегодня в ТОРах и других инвестиционных проектах, реализуемых на Дальнем Востоке, острая потребность в более чем 100 тысячах работников. Даже для действующих предприятий на Дальнем Востоке катастрофически не хватает кадров нужной квалификации. Только в настоящее время здесь открыто в общей сложности 170 тысяч вакансий - при этом официально зарегистрированных безработных всего 60 тысяч человек.

Как можно в максимально сжатые сроки привлечь армию квалифицированных работников для заполнения рабочих мест на новых предприятиях и в формирующихся промышленных кластерах Дальнего Востока? «Принято считать, что кадровые проблемы предприниматели решают сами. Однако практика показывает, что когда инвестору предлагаешь проект, он первым делом спрашивает: а где я буду брать кадры?», - отмечает Роберт Уразов, генеральный директор Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия» заместитель директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ).

Для этой стратегической цели под эгидой Минвостокразвития в сентябре 2015 года было создано Агентство развития человеческого капитала (АРЧК) на Дальнем Востоке, призванное не только оперативно удовлетворить спрос на рабочую силу «заходящих» в ДФО инвесторов, но и полностью закрыть общие кадровые потребности макрорегиона. Согласно официальной информации, количество трудоспособных переселенцев на Дальний Восток к концу 2016 года должно составить 853,75 тыс. человек.

Какие же конкретные механизмы привлечения в ДФО сотен тысяч специалистов в столь сжатые сроки предлагаются Агентством развития? Об этом остается только догадываться, поскольку деятельность АРЧК, по всей видимости, была строго засекречена сразу же после его создания, широко разрекламированного СМИ: с тех пор нет никакой публичной информации ни о его лидерах, ни о структуре или результатах работы, ни даже о его местонахождении. Отсутствует также и интернет-представительство столь важной государственной структуры.

Справедливости ради следует отметить, что еще в период «вызревания» планов Агентства в ведомственных кулуарах в 2014 году методы работы новой структуры для его создателей были достаточно туманны. В частности, Роберт Уразов, в то время исполнявший обязанности директора департамента Министерства по развитию Дальнего Востока, отмечал, что «обеспечение трудовыми ресурсами будет происходить как за счет коренных дальневосточников, так и жителей благополучных в кадровом отношении европейских регионов России, ближнего зарубежья». По его словам, будущая структура будет работать сразу по четырем направлениям: поиск и подбор персонала, организация переезда людей в регион и адаптация вновь прибывших, развитие компетенций (краткосрочное обучение, тренинги, тестирование и т.д.), разработка социального стандарта для удержания людей в регионе. О том, каким образом будет организован федеральный поиск и подбор специалистов нужной квалификации – ни слова.

Некоторый свет на планы развития будущего Агентства проливает высказывание чиновника Минвостокразвития о том, что «речь идет о периоде в семь-десять лет». Становится понятно, что в течение длительного времени АРЧК готовится работать «не спеша» как обычное государственное кадровое агентство, привлекая по мере необходимости специалистов и партнеров и проводя множество разнообразных оплаченных бюджетом тендеров: а потом как всегда, по выражению Хаджи Насреддина, «либо эмир окончит свои дни – либо ишак».
На Восточном экономическом форуме во Владивостоке руководством Минвостокразвития было отмечено, что одним из важнейших сдерживающих факторов развития человеческого капитала в ДФО является отсутствие механизмов и экспертизы в вопросах массового и срочного привлечения нового персонала. Однако, по мнению экспертов, в кратчайшие сроки снять острую кадровую потребность макрорегиона поможет использование современных информационных технологий.

Так, например, запущенная в 2013 году Группой компаний «ТИМ ФОРС» электронная Биржа проектной занятости представляет собой онлайн-сервис по целевому срочному подбору персонала и готовых проектных команд. В основе работы Биржи лежит кадровая технология СмартСтаффинга – перераспределение (управление мобильностью) свободных кадровых ресурсов, как между отдельными работодателями, так и между отраслями и регионами.

Биржа проектной занятости позволяет в режиме реального времени эффективно осуществлять поиск и подбор трудовых ресурсов с предприятий-доноров, обладающих необходимым персоналом, а также из регионов с профицитом рабочей силы и перенаправлять их в регионы, где зафиксирован кадровый дефицит. В случаях планируемого массового высвобождения трудовых ресурсов, таких как закрытие предприятия, масштабные сокращения, можно заранее сформировать списки потребностей в этих специалистах и результативно способствовать трудовой миграции желающих.

На основе глобальной базы данных по кадровой ситуации в регионах РФ, созданной на интеллектуальной биржевой платформе, становятся возможными мониторинг, прогнозирование и посегментный анализ рынка труда на территориальном или отраслевом уровне, а также регулируемая внутренняя трудовая миграция, оперативное реагирование на изменения рынка труда и своевременное переобучение персонала.

По мнению специалистов кадрового рынка, использование Биржи проектной занятости позволит в крайне сжатые сроки привлечь большие объемы кадровых ресурсов необходимой квалификации в инвестиционно емкие проекты и предприятия ДФО. Услугами Биржи проектной занятости уже сегодня могут воспользоваться резиденты первых девяти территорий опережающего развития Дальнего Востока.

В инновационной экономике региона, где кадры вновь «решают всё», времени на «раскачку» нет и быть не может. Задача по обеспечению кадрами дальневосточных инвестиционных проектов должна быть решена максимум за полгода. Длительная и острая «кадровая недостаточность» ставит под сомнение создание региональной инфраструктуры - и как следствие, национальные приоритеты России на Дальнем Востоке.