Почему ребёнок не говорит? Говорит слишком мало? Говорит непонятно? Сколько слов он должен в норме произносить к году? К двум, трём годам? Развитие речи беспокоит большое количество родителей, часто эта тревога напрасна, однако многие из них действительно сталкиваются с проблемами. Интернет пестрит противоречивой информацией, которая заставляет мам и пап волноваться ещё больше. Давайте разбираться!
Конечно, каждой маме свойственно беспокоиться о том, когда и как начнет говорить её малыш, и чаще всего, причины для волнения нет и нужно просто дать крохе немного времени. Однако анализ последних психологических публикаций и результаты исследований показывают, что число детей с речевыми нарушениями с каждым годом растёт, а сами речевые расстройства принимают всё более сложные формы. Обследования детей раннего возраста показали, что наиболее частыми являются именно речевые расстройства, ведь речь является очень сложной психической функцией.
Когда ребёнок должен научиться говорить?
Речевое развитие малышей происходит очень по-разному, но родителям всегда хочется иметь хотя бы примерный ориентир. Чаще всего этапы развития речи выглядят так:
До 9 месяцев малыш издаёт так называемые лепетные звуки. Это склады, которые он повторяет без привязки к реальным объектам или действиям, пытаясь подражать окружающим.
К году из лепетной речи оформляются первые слова. Обычно ими бывают ма-ма, па-па, ба-ба, дай, некоторые звукоподражания типа ав-ав или мяу-мяу. Словарный запас в этом возрасте очень индивидуален, в таблицах возрастных норм указывают от 3 до 50 слов.
К 2 годам у малыша формируется фразовая речь — короткие предложения типа «дай банан» или «мама, бай-бай». Словарный запас значительно расширяется, речь становится чётче и понятнее окружающим.
К 3 годам ребёнок может уверенно отвечать взрослому, используя прилагательные, глаголы. Он описывает происходящее, умеет обобщать и пересказывать. Появляются первые «почему».
К 4 годам малыш уже полноценный собеседник.
Если ребёнок не говорит?
Как и всё, что касается детей, становление речи - это процесс индивидуальный. Ваш малыш не знает о каких-то возрастных нормах и овладевает речью в своём ритме, который может не совпадать с опытом других родителей и статьями в интернете. Но если ребёнок к 2 годам так и не заговорил, родители начинают тревожиться.
Причины затянувшегося молчания:
Наследственность. Если мама и папа тоже не сразу заговорили в детстве, то очень вероятно, что и малыш пойдёт по их стопам.
Отсутствие необходимости. В семьях, где желания ребёнка предугадываются (или, наоборот, игнорируются), малышу просто нет необходимости что-то говорить.
Проблемы со слухом или речевым аппаратом. Конечно, диагностировать это может только врач, но родители и сами, как правило, могут заметить тревожные звоночки. Если ребёнок редко откликается на своё имя, игнорирует просьбы - то это однозначно повод для обращения к специалисту.
Постоянный звуковой фон дома. Включённый весь день телевизор превращает речь родителей в такой же звуковой фон, который ребёнок начинает игнорировать.
Проблемы со здоровьем, травмы (в т.ч. родовые), перенесённые операции.
Дефицит речи и общения в повседневной жизни ребёнка. Отсутствие активной языковой среды дома.
В любом случае, стоит ориентироваться на общее развитие малыша. Если в 2-3 года он понимает обращённую к нему речь, выполняет простые просьбы, выражает свои потребности жестами, часто, у вас нет особых причин для беспокойства. У некоторых детей лингвистический прорыв случается к 3 годам, и они начинают говорить сразу предложениями, «активируя» свой пассивный словарный запас. Существует также теория, что мальчики начинают говорить позже, чем девочки, однако научных оснований она не имеет.
Как бы то ни было, вам ни в коем случае не стоит пускать речевое развитие крохи на самотёк. Создание активной языковой среды, правильные занятия с ребёнком и постоянное общение станут гарантией своевременного развития речи ребёнка. Ведь помимо факторов, на которые родители не в силах повлиять прямо сейчас (наследственность, травмы, проблемы со слухом, заболевания), есть способы, которые действительно могут помочь малышу быстрее овладеть речью и сделать ее чистой, правильной и богатой.
Как развивается речь малыша?
Учёные утверждают, что речь ребёнка формируется только в ходе беседы, контакта. Особенности речи мамы и то, как она строит своё общение с ребенком, очень влияет на его развитие. Исследователи обнаружили любопытную закономерность: быстрее развивается речь у малышей, мамы которых имеют среднее образование, чем у тех, чьи мамы получили высшее образование. Специалисты предполагают, что мамы с высшим образованием используют сложные для детского понимания слова и обороты и могут вести себя более сдержанно и рассудительно в общении с ребёнком, а женщины со средне-специальным образованием, возможно, используют более простую и эмоциональную речь. Благодаря этому быстро накапливается пассивный словарь, а для ребёнка раннего возраста важно именно эмоциональное общение со взрослым.
Поэтому мамам стоит внимательно относиться к тому, что и как они говорят своим крохам, как общаются с ними, как реагируют на попытки малыша привлечь мамино внимание, ведь это то, на что малыш в первую очередь будет ориентироваться, когда будет готов заговорить.
Как научить ребёнка говорить?
Существует множество методик для развития речи. Одна из самых комплексных - методика развития речевой активности, комплект с названием "Говорим с пелёнок". С его помощью родители создают для крохи интересную и качественную языковую среду, бережно формируют словарный запас, побуждают малыша к общению и к самостоятельной речи.
Исследования доказывают, что на речь ребёнка оказывает огромное влияние то, как часто, насколько грамотно и разнообразно разговаривали с ним родители, начиная с рождения. Комплект «Говорим с пеленок» даст мамам и папам подробные и понятные рекомендации о том, как общаться с малышом, чтобы в будущем его речь была образной, грамотной и чистой.
Что внутри?
Потешки, пестушки и другие фольклорные стишки. Они ритмичны, понятны детям, а также дают возможность предугадать окончание и повторить его.
Игры для развития мелкой моторики.
Логопедические материалы: карточки-бормоталки и карточки-подражалки расширяют сначала слоговый запас, а потом и стимулируют выход в речь. Книжки-говорилки побуждают детей использовать прилагательные, делая речь богаче и выразительнее.
Материалы для ролевой игры. В комплекте есть игрушка — волчонок Веня, а также специальные книжки-повторялки, с которыми можно разыгрывать сюжетные игры с Веней.
Первые результаты можно заметить сразу после начала занятий. Специалисты утверждают, что секрет такого успеха кроется в игровом подходе к занятиям и грамотной методике, основанной на современных знаниях в области речевого развития детей.
Какую бы методику или подход не выбрали бы родители, главное, о чём им необходимо помнить: заниматься с ребёнком нужно начинать как можно раньше. Ещё Л. Н. Толстой говорил: "От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние". Помните, что именно в возрасте от 0 до 3 лет мозг ребёнка активно растёт, и это максимально комфортное время для развития любых способностей и навыков.
Родители, не упустите это драгоценное время, ведь оно так быстро бежит! Получить бесплатную консультацию по раннему развитию: 8-800-200-08-07, на сайте www.umnitsa.ru
Контакты для СМИ:
79617923454 Александра Кочи
market@umnitsa.ru
Skype: aleksandra.khalis
Как научить ребенка говорить
01.03.2017
Почему ребёнок не говорит? Говорит слишком мало? Говорит непонятно? Сколько слов он должен в норме произносить к году? К двум, трём годам?