Как прошла историко-этнографическая экспедиция сотрудников и студентов института истории, социальных коммуникаций и права АлтГПУ


В июне-июле 2023 года в рамках обязательной учебной полевой практики 1 курса студентов института истории, права и социальных коммуникаций этнографические исследования проводились в Шипуновском районе в населенных пунктах по бассейнам рек Алея и Чарыш (руководители профессор Т.К. Щеглова и доцент Е.А. Коляскина).

Как прошла историко-этнографическая экспедиция сотрудников и студентов института истории, социальных коммуникаций и права АлтГПУ
В этом году было выделено несколько направлений работы. Одно из них связано с продолжением изучения истории депортаций на Алтай. Второе с изучением этнокультурной материальной и духовной информационной среды. Третье направление было выделено в связи с реализацией совместного проекта с Клубом учителей-титовцев Алтайского края – изучение поселенческой инфраструктуры района, истории и культуры исчезнувших и малых сел. Новым направлением полевых исследований в 2023 году стала разработка и реализация научной программы по антропологии советскости.

Работа и жизнь этнографических отрядов строилась по сложившимся традициям. Самая большая группа во главе с руководителем практики работала из базового лагеря, исследуя доступные по расстояниям села – райцентр Шипуново и крупное село Красный Яр. Остальные ребята делились на выездные группы во главе с сотрудниками и магистрантами. В течении двухнедельной практики было образовано семь выездных групп. Руководителем некоторых был старший преподаватель А.В. Рыков. Его группами обследованы села Воробьево, Кособоково, Усть-Порозиха. Вторая группа выезжала под руководством аспиранта И.А. Руппеля в села Белоглазово, Тугозвоново, Ельцовка, Шипунова-2 (с/з Россия), Кузнечиха и Качусово. Третью группу возглавляла магистрантка В.П. Струнина в селах Самсоново, Комариха, Ильинка, Бестужево, Горьковское.

Всего в экспедиции участвовало более 30 первокурсников. Они были одновременно и студентами-практикантами, и исследователями. Каждый самостоятельно проводил интервью, выявлял информацию в семейных альбомах, измерял жилище и хозяйственные постройки, фиксировал свадебные, похоронно-поминальные или родильно-крестильные обряды, рецепты и способы приготовления традиционных блюд и многое другое. В этом году также много работали с сельскими краеведами, школьными музейными комнатами, муниципальными архивами, библиотеками и муниципальными музеями.