Депутат ГД РФ Владимир Матусович Резник
Ювелирной отрасли России нанесен удар: в результате вступления в действие части 2 федерального закона №47, отменяющей для малых предприятий, производящих ювелирные изделия, упрощенную и патентную системы налогообложения, началась волна банкротств и разорений среди средних, малых и очень малых фирм отрасли. По прогнозам аналитиков рынка, 90% из них не доживут до конца года.
С одной стороны, нововведение выглядит логичным: стране в условиях сложной экономической ситуации новые налоги нужны как воздух, и уровнять в этом отношении малый бизнес с крупным будет, как будто, вполне справедливо. Но вот с другой, ситуация выглядит отнюдь не так благородно и красиво. В первую очередь потому, что специальные налоговые режимы применяются по отношению ко всем абсолютно сферам бизнеса, в зависимости от величины оборота, а не от сферы деятельности, но отменить их решили исключительно для ювелиров. Как будто специально искали наиболее уязвимую отрасль.
Структура нынешнего ювелирного рынка в России весьма неоднородна: на крупные компании, — как производственные, так и торговые сети, — приходится немногим более 6% предприятий. Среди прочих, — а их на страну чуть больше 19 тысяч, только две сотни можно отнести к бизнесу среднему, чуть меньше двух тысяч – к малому, а 17 136 оставшихся иначе как микробизнесом и не назовешь. И существуют они более, или менее благополучно, только потому что это им позволяют специальные налоговые режимы. Перевод на общий порядок налогообложения попросту загонит их в гроб.
Странный депутат
Тут возникает закономерный вопрос, — что же это за закон и откуда он взялся? Автор законопроекта – депутат ГД Владислав Матусович Резник, родом из Санкт-Петербурга, но избранный почему-то в республике Адыгея. Журнал Forbes еще более десяти лет назад причислял его к самым влиятельным народным избранникам России, а сам себя он именует «профессиональным законодателем».
Большинство из 18-и законодательных инициатив Владислава Матусовича, вынесенных на рассмотрение парламентариев в этом году, касались темы охоты и охраны природных ресурсов. Еще затрагивалась тема нетрадиционных сексуальных отношений и производства алкогольной продукции. Все они, как и прочие предложения депутата Резника проходили длительную процедуру рассмотрения и согласования, в результате которой примерно две трети из них отправились на доработку, или под сукно. Законопроект № 80334-8 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о налогообложении отдельных операций) на этом фоне выглядит совершенно необычно.
Закон как на пожар
На рассмотрение он был внесен 2 марта 2022 года, принят в первом чтении и целиком уже 4 марта, в тот же день поступил на одобрение в Совет Федерации 04 марта, тогда же одобрен, а уже 9 марта поступил на подпись Президенту и был им подписан. Для нашего парламента это, мягко говоря, просто космическая скорость, особенно, учитывая, что между 4 и 9 марта – три дня выходных. Иными словами, управились меньше, чем за неделю! Можно не рассчитывать на то, что депутаты успели за 3-4 марта всерьез изучить экспертную оценку документа. Заместитель председателя комитета ГД по экономической политике Михаил Делягин подтверждает это: «Честно скажу, что я этот закон прочитал в зале заседаний Госдумы и тогда же попытался его отменить. В силу объективных обстоятельств это не получилось». Знать бы еще, что за объективные обстоятельства заставляют депутатов принимать сырой закон в режиме «как на пожар» и лишают их сил проголосовать против.
Кто за этим стоит?
Если мы говорим о лобби, сразу же хочется узнать, в чьих интересах реализована эта странная законодательная инициатива. И вот тут старинный принцип «Ищи, кому выгодно» приносит свои плоды сразу же. В прежние годы мелкие ювелирные предприятия не мешали крупному бизнесу, просто не рассматривались им как конкуренты. Но сперва период пандемии, потом – накатывающийся вал санкций, а затем и нынешняя сложная финансовая ситуация здорово подсократили покупательскую способность населения. Серебро и золото – это не булка с маслом, их не покупают на каждый день, и в кризисный период ювелирка оказывается едва ли не первым, от приобретения чего отказывается потребитель. Как следствие, рынок начал схлопываться, и вот тут малые предприятия стали откровенно мешать «крупняку». Закон, которому предстоит вступить в действие с началом 2023 года, призван расчистить рынок для больших фирм, убрав с пути всю неспособную пережить его мелочь. Какая ювелирная компания у нас считается самой крупной в России? Та, что работает под брендом SOKOLOV. Вот, как говорится, и заказчик всего этого странного происшествия.
Кстати, подобный закон депутат Резник один раз протащить уже пытался, чуть больше десятка лет назад. Только касался он не ювелирной продукции, а банковских услуг, но смысл у него был тот же – попытка в период финансового кризиса смести с рынка мелкие банки, дав больше простора кредитно-финансовым гигантам.
Чего ждать?
Чем это аукнется для покупателя? Вполне ожидаемо – сокращением ассортимента, исчезновением из продажи интересных авторских украшений, производимых частными мастерами и продаваемых, чаще всего, в небольших магазинчиках и лавках. И произойдет это даже в нашем городе, по праву считающемся ювелирной столицей России. Зато на рынке появится масса «штамповки», которой крупные торговые сети будут буквально заваливать освободившийся от конкурентов рынок. При этом «великаны» – и производители, и торговые сети – будут бесконтрольно повышать цены. В отсутствие конкуренции со стороны малых предприятий это будет очень просто, а между собой крупный бизнес договорится всегда.
Ну, а государству это принесет вместо увеличения налоговых сборов, их сокращение. Ведь даже самые малые предприятия приносят в совокупности немалые средства, и их разорение, или уход в тень будут иметь пагубные последствия. Прибыльность ювелирной отрасли в ближайшие полгода сократится для государственной казны минимум в десять раз. Если, конечно, никто не опомнится и действие закона хотя бы не приостановит.
https://rospres.wiki/novosti/item/139192-kak-sokolov-zakazal-yuvelirnuyu-otrasl