Как защитить свою репутацию на YouTube? Стоит ли овчинка выделки?


Как бы вы не заботились о своем имидже, какую бы работу по репутационному менеджменту не вели, вас всегда можно скомпрометировать. Есть одна очень мудрая фраза, высказанная английским писателем Терри Праттчетом: «Пока правда надевает башмаки, ложь успеет весь мир оббежать», и об этом не стоит забывать ни на минуту.

Как защитить свою репутацию на YouTube? Стоит ли овчинка выделки?
Если вы уважающая себя компания, репутация – это ваше лицо. И формируют ее, конечно же, ваше поведение, а вовсе не слухи, хотя изрядно пошатнуть ее они могут. Да так, что придется яростно отбиваться от клеветы и всеми силами защищать свое имя.

Случаи бывают разные. И если представить, что кто-то остался недовольным покупкой вашего продукта и пошел рассказал об этом своим друзьям, а те своим, и так по цепочке, то через какой-то промежуток времени сарафанное радио все-таки сработает на волне «Прощайрепутация.FM». Но не так быстро, и скорее всего с помехами и информационным шумом, чего нельзя сказать о скорости распространения клеветы в интернете.

А если речь идет еще и о вещании через Youtube, где любой желающий без труда может за какие-то секунды загрузить видеоролик, который увидят баснословное количество людей, можно считать, ваш драгоценный имидж уже подлежит утилизации. А можно и не считать. Ведь шанс выкрутиться есть, главное знать, что делать и куда бежать.

О том, как защитить свою репутацию на Youtube расскажет Digital агентство Semiotika:

Это не готовый кейс и не инструкция по применению. Сразу хотим заявить, что распространением чудодейственных средств не занимаемся. А вот практика по работе с репутацией у нас есть. Бывают конечно случаи шаблонные, которые действительно можно загнать под копирку и порционно выложить рецепт нивелирования негатива, будь то форумы и отзовики. Эта история не новая, и вполне закономерная.

Действительно нестандартный случай, связанный с защитой репутации произошел на нашей практике именно в связке с Youtube. И нестандартность выражена не в самом посыле автора, откровенно компрометирующего деятельность известной строительной компании, а в самих методах борьбы со злым троллем, механикой устранения негатива и препятствиями, возникающими на пути к возвращению чистой репутации.

Вкратце суть: некто под псевдонимом «Ариэль», очевидно ярый поклонник диснеевской «Русалочки», выложил видеообращение, подвергающее сомнению качество работ на строительстве жилого комплекса, застройщиком которого является девелопер «X». Никаких доказательств и улик, указывающих на причастие застройщика в помине не было. Зато какой был поднялся шум! Видеоролик с якобы отваливающейся штукатуркой и торчащими из стены трубами, распространился в социальных сетях. На связь с застройщиком распространитель клеветы не шел, а социальные сети удалять ролик не спешили. Ситуация неприятная, порочащая репутацию и требующая быстрой ответной реакции.

Часто подобный негативный контент оказывается заказным, конкуренция на рынке недвижимости зашкаливает, и многие компании не прочь подложить «свинью» своему конкуренту.

Не секрет, что у многих крупных компаний в интернете есть свой диджитальный тыл, который следит за их репутацией и отвечает за тональность упоминаний в сети. И это нормально. Заработать лояльность аудитории можно открыто отвечая на все претензии, и для этого сейчас многие выделяют специально обученных сотрудников, которые становятся online представителями бренда. Поддерживать контакт со своими клиентами очень важно, ведь если случится реальный «косяк» по вине компании, у нее будет возможность оперативно среагировать и реабилитироваться. В случае с застройщиком компании «X», тылом были мы, и как оказалось надежным.
Несмотря на то, что ситуация произошла в виртуальном пространстве, повлиять на нее мы смогли оффлайновым методом, в итоге полностью очистив онлайн-пространство от клеветы.

Что значит управлять репутацией в данном контексте? Стоит ли подавать иск в суд на YouTube?

Речь, конечно, не идет о том, чтобы писать отзывы и комментарии под видеороликом. Как правило, этот метод выглядит слишком ничтожно и нахраписто. Не раз компании обжигались тем, что заказывали по 100 однотипных отзывов, пытаясь «подковать блоху», не веря в возможность отстоять свои интересы законно.

В России достаточно скудная практика обращения в суд с жалобами на YouTube. Данная площадка позиционирует себя не как распространитель информации, а как пространство, которое предоставляет пользователям услуги хранения, доставки и трансляции видео. И чтобы защитить свою честь, вам придется доказать, что материал опубликованный на YouTube не соответствует действительности. А если вы захотите подать в суд, то заранее должны понимать, что площадка здесь не причем.
В судебной практике даже имеются отписки в стиле «переписка с Youtube не доказательство соблюдения претензионного порядка перед обращением в суд». Судья может потребовать представить доказательства того, что Youtube находится в России, отправить претензию почтой и только потом начать его рассматривать. В общем, все будет идти не в вашу пользу. Закон говорит, что в таких случаях вы должны представить доказательства наличия сведений об ответчике в ЕГРЮЛ или об их отсутствии. Если он отсутствует (а это пока так), процесс затянется на долгие годы.

Важно понять суть. Вы же не мечтаете стать диджитальным Санчо Панса, пока ваш юрист будет воевать с ветреными мельницами? Наша цель благородна и чиста. Вспомните японское аниме 90-х годов, вы мечтаете очистить площадку от мусора угрожающей вашей репутации, вот и следуйте этому принципу.

Что необходимо сделать:

1. Оцените материал: что является основанием полагать, что видео является негативным или каким-то образом подрывает репутацию. В нашем случае это была жалоба на неправомерное использование товарного знака.
2. Направляйте в юридический отдел YouTube жалобы с требованием удалить видео.
3. Соблюдайте досудебный порядок урегулирования конфликта и дожидайтесь обратной связи. По жалобе на товарный знак площадка ответит, что они не занимаются урегулированием споров, и предложит вам связаться с автором видео.
4.Обязательно обратитесь к автору видео, чаще всего они не выходят на связь, но это даст вам аргумент для дальнейших действий. Законодательство не предусматривает подачу исков в суд на вымышленных персонажей, которыми чаще всего являются такие авторы.
Подайте заявление в суд по месту нахождения компании, чья репутация была затронута, о признании информации недостоверной, в порядке особого производства в арбитраж. Возможность подобной защиты прямо допускается Верховным Судом РФ (абз. 3 п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», в случае, когда ответчик не установлен. Как об этом было сказано ранее, установить лицо невозможно, если только ответчик выйдет на связь. В таком случае ему грозит материальное взыскание, поэтому мало кто готов вписаться в судебные разбирательства.
5.Дождитесь постановления суда и предъявите его площадке. В таких случаях площадка удалит порочащий материал.

Мы брались за дело, отчетливо понимая, что можем потерпеть фиаско, т.к. ранее никому не удавалось разрешить подобный конфликт в порядке особого производства. Поэтому сразу запустили второй способ урегулирования «о признании видео порочащей информацией и об обязании владельцев сайтов удалить видео». Но позже отозвали его, поскольку задача была решена в нашу пользу по первому иску. После удаления видео все социальные сети, дублировавшие его, отображали надпись - «Этот контент заблокирован по распоряжению суда».

Перед началом процесса советуем обязательно сообщить о своих намереньях в крупные региональные СМИ, чтобы новость не казалась эксклюзивной и не была интерпретирована в негативном ключе.