Китайский автомобиль как представитель российского авторынка: реальность отечественного автопрома от Hiclick


В Россию активно заходят JAC, Dongfeng, FAW, OMODA. А такие бренды как Chery, Haval, Geely уже твердо заняли свои позиции. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за 2022 год Китай увеличил свое представительство на нашем авторынке с 10% сразу до 37%, а китайских автодилеров на территории РФ стало в 1,5 раза больше. Судя по общемировой ситуации, российские эксперты прогнозируют китайским авто занять половину нашего авторынка в 2023 году.

Китайский автомобиль как представитель российского авторынка: реальность отечественного автопрома от Hiclick
По словам бизнес-маркетолога агентства высоких откликов Hiclick Антона Обидина, в 2022-2023 годах правильнее говорить не о падении спроса на европейские бренды авто, а о сокращении предложения. Дилеры специально ограничивали продажи автомобилей: ставили план продажи на месяц не 50 машин, как раньше, а несколько. Занижали планку продаж, чтобы потом не оказаться в убытке. После – цены поднялись, на премиальный сегмент почти в 2 раза. Но упал уже спрос на них.

Судя по данным сервиса Яндекс.Wordstat, который анализирует запросы пользователей Яндекс, за последний месяц покупкой китайского автомобиля интересовались 8 027 раз (для сравнения, европейским авто – всего 386 раз).

За 2022 год, судя по данным сервиса, подрос пользовательский спрос на Geely, Chery, FAW. Заинтересованность в JAC, Changan выросла вдвое, в Exeed – втрое.

Субъекты-лидеры с желанием купить китайский автомобиль – Центральный федеральный округ (3 147 запроса в месяц), Приволжский федеральный округ (1 196), Северо-Западный федеральный округ (774). Опробовать «китайца» уже вполне готовы в Москве – рост поисковой популярности оценивают в 114%, в Иркутске – на 156%, в Сочи – на 169%.

«Сейчас российские покупатели оказались в положении, когда нет европейских машин по адекватным ценам или же европейских машин вообще нет. Есть параллельный импорт, где заказывают товар штучно, как 1990-ых. Но официальные дилеры этим не занимаются. Перед покупателями стоит выбор: либо купить б/у европейскую машину, которой 15 лет, либо новую китайскую. Выбирают китайскую: машина будет на гарантии, сервисное обслуживание проще. Плюс, доверие к сервису европейских брендов постепенно исчезает, потому что из-за санкций запчасти дорожают. Европейская машина становится дороже в обслуживании», - объясняет Антон Обидин.

По данным аналитического агентства Автостат, в начале 2023 года в России по-прежнему ощущают нехватку запчастей американских, европейских, японских брендов авто. Самыми проблемными в плане оперативных поставок называют BMW, Land Rover, Mercedes-Benz, Jaguar, Volvo, GM, Lexus, Porsche.

Хотя процесс привыкания к китайскому игроку отечественного авторынка идет неоднородно. Судя по данным Wordstat, динамика заинтересованности в китайских авто взлетела в марте 2022 (9 722 запроса). Следующий пик, на порядок меньший, наблюдали к концу августа. К концу года интерес снизился. Но в 2023 экспонента вновь идет вверх и скоро догонит августовские показатели.

По словам Антона Обидина, неоднозначной динамике есть несколько причин. Вначале китайские производители обещали, что проблем с логистикой не будет. – А они были. Плюс, цена некоторых китайских брендов подросла в 1,5-2 раза. К примеру, стоимость Мерседес S класса изменилась с 2,5 млн до 5 млн сейчас. Однако финальная цена все равно ниже, чем у европейских брендов.

Уровень доверия к китайскому продукту меняется, хотя скепсис есть, и небезосновательный. Блогеры на тест-драйвах ловят китайские авто на завышении заявленных характеристик, например, разгона до 100 км за определенное количество секунд. Однако при выборе потребители ориентируются на соотношение цены и качества. И поэтому выбирают даже «относительно деревянную», по словам эксперта, Cherry Tiggo. «Если выбирать машину как первое авто, как семейное авто, то альтернатив не сильно много. За исключением людей, которые любят исключительно российский автопром», - добавил Антон Обидин.


PRonline
+14.5