"Когда другого варианта уже нет, каждый начинает что-то делать"


В 2015 году лизинговые компании столкнулись с целой серией трудностей в различных отраслях — от резкого падения доходности на железнодорожном рынке до краха "Трансаэро". Какие уроки отрасль извлекла из остановки второй в стране авиакомпании и какие проблемы и возможности создал для лизинга кризис, "Ъ" рассказал гендиректор АО "Сбербанк Лизинг" КИРИЛЛ ЦАРЕВ.

— Как на фоне кризиса выглядит рынок лизинга? Какие сегменты представляют интерес, а какие — наоборот?

— Лизинг всегда тонко чувствует резкие повороты, оказывается на острие происходящего, так как это инвестиции в основные фонды. Лизинговая отрасль быстро сокращает новый бизнес, а затем, при восстановлении, резко его наращивает. Так было в 2008-2010 годах, схожая ситуация и сейчас. Объективно понятно, что сейчас рынок сжимается.

— Вы имеете в виду, что реакция сразу видна по объему?

— Да, по новому бизнесу. То есть с портфелем все понятно, он стабилен, но по новым контрактам изменения ощущаются, здесь сразу можно замерять инвестиционную активность. Видно, что во всех сегментах есть замедление, с одной стороны. С другой — разные сегменты реагируют по-разному.

— Где кризис сказался быстрее или сильнее всего?

— В данном случае мне не очень нравится слово "кризис" — не потому, что оно хорошее или плохое. Дело в том, что ряд отраслей столкнулся с собственным кризисом гораздо раньше, и то, что вы сейчас называете кризисом, для них таковым в полной мере не является. Такая ситуация наблюдается на рынке вагонов. Здесь проблемы возникли существенно раньше — до падения стоимости нефти. На мой взгляд, тут цикл низких цен скорее заканчивается. Другие сегменты — те же легковые или грузовые машины — более чувствительны к текущим вызовам. Поэтому здесь тренд сокращения объемов сильнее. А в секторе промышленного оборудования у многих клиентов долгосрочные инвестпрограммы. В основном они их не останавливают, все равно покупают какое-то оборудование, и в данном направлении ощущается лишь небольшое падение, спрос более или менее стабилен.

— Каков удельный вес этих сегментов?

— Исторически основная доля лизингового рынка приходится на вагоны, самолеты и другой транспорт. Оборудование занимает примерно 10-15%, но оно сложнее сегментируется. На мой взгляд, для данной сферы в моменте лизинг является относительно неплохим инструментом. Пока большинство лизинговых компаний специализировалось на более простых, розничных сегментах. Возможно, текущая ситуация — это в том числе повод более внимательно посмотреть на новые узкие направления. Или искать другие точки роста.

— Например?

— Лизинг начинает эволюционировать, от простого механизма купли-продажи в рассрочку переходит в новые форматы, усложняется, дорабатывается. Появляется сервисная составляющая, возможность в конце договора вернуть имущество лизингодателю и многое другое. Как правило, такое развитие происходит именно под воздействием кризисных явлений. Вы начинаете смотреть на новые ниши, подбирать специфическое, иногда уникальное оборудование. Да, в этих сегментах больше риска. Но если вы готовы в этом разбираться, развивать компетенции, появляется и дополнительный продукт. Российский рынок тут не изобретает велосипед, это все есть в Америке, в Европе.

— Если ситуация на рынке вагонов — это цикл, то когда намечается выход и что вообще можно сделать?

— Рынок вагонов, безусловно, непростой, но ситуация на нем относительно понятная. Есть профицит парка, который привел к существенному снижению ставок доходности. В моем понимании, нынешние ставки являются в определенном смысле дном, хотя любые точные прогнозы — дело неблагодарное. Так или иначе, объем производства вагонов существенно сократился, сейчас также принято решение об утилизации старых вагонов. И мы понимаем, что профицит уйдет, он уже уменьшается. Когда будет достигнуто равновесие, сказать сложно, но я думаю, в пределах 2017 года. Тогда следующим этапом будет восстановление ставок, хоть и не на докризисном, но на определенном — промежуточном уровне. Важно помнить, что, когда наблюдается дефицит вагонов и ставка растет, у новых игроков появляется желание зайти на рынок. Он перегревается и снова уходит вниз. Поэтому здесь нужно, чтобы ставка по оперированию вагонами выросла на обоснованный уровень, позволяющий возвращать инвестиции, но не создающий сверхприбылей, которые автоматически привлекут дополнительных игроков. В противном случае мы увидим повторение сценария, происходившего несколько лет назад.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2923308