Контрактная система Санкт-Петербурга может стать образцом для подражания


Ассоциация Участников Закупок провела исследование рынка электронных закупок Северной столицы, развивающей собственную информационную систему АИС ГЗ.

Контрактная система Санкт-Петербурга может стать образцом для подражания
Ассоциация Участников Закупок провела исследование рынка электронных закупок Северной столицы, развивающей собственную информационную систему АИС ГЗ. Цифры впечатлили исследователей: в 2016 году заказчиками Санкт-Петербурга были заключены 270 177 контрактов на общую сумму 185,1 млрд. рублей.

Об этапах развития системы контрактации Северной столицы рассказывают представители Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга.

Распределение госзаказов по торговым площадкам

Как сообщили АУЗ представители Комитета: «Еще в начале 2015 года подавляющее большинство электронных операций по городскому заказу Петербурга (по суммам свыше 50 миллионов рублей) проводилось через одну из пяти федеральных площадок - ЕЭТП. Оборот по ней составлял 98%. Тогда Комитет задался целью подключить к работе и другие электронные площадки. Для этого в течение 2015-2016 годов была проведена работа по выравниванию оборотов электронных операций среди трёх федеральных площадок. В результате к концу 2016 года общая сумма размещенного государственного заказа была практически равно разделена между площадками: ЕЭТП, Сбербанк-АСТ и НЭП. А с 2017 года закупки стали также размещаться на РТС-тендер».

Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга создал и эксплуатирует Региональную информационную систему – АИС ГЗ (Автоматизированная информационная система государственного заказа), которая интегрируется с федеральной Единой информационной системой (ЕИС).

Трудности внедрения электронной системы

Вступившие в силу с 01.01.2017 отдельные положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по осуществлению контроля в сфере закупок, повлекли за собой изменение функционала Единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС). Практика применения новых правил планирования и осуществления финансового контроля выявили ряд технических и организационных проблем в работе ЕИС, существенно затруднивших осуществление закупок во всех субъектах Российской Федерации, многие из которых сохраняются до настоящего времени.

Несмотря на возникшие трудности, в отличие от других субъектов Российской Федерации, в которых заказчики вынуждены были перейти на осуществление закупок напрямую в ЕИС, Санкт-Петербургу удалось в полном объеме сохранить функционал АИС ГЗ. Заказчики Санкт-Петербурга, осуществляющие закупки посредством АИС ГЗ, обеспечены системной поддержкой при осуществлении закупок и освобождены от прямого взаимодействия с ЕИС, что особенно важно для некрупных заказчиков Санкт-Петербурга (школы, детские сады, поликлиники).

Сегодня АИС ГЗ обеспечивает для города: формирование централизованной базы данных о закупках Санкт-Петербурга и анализ таких данных; взаимодействие всех участников закупок; систематизацию информации о закупках; организацию централизованных и совместных закупок; формирование отчетно-аналитических материалов о закупках; поддержку принятия решений заказчиками при осуществлении закупок Санкт-Петербурга.

Конкурентные приоритеты госзаказов

Основными способами осуществления закупок в 2016 году в Петербурге являлись конкурентные, как наиболее эффективные способы расходования бюджетных средств. Удельный вес контрактов, заключенных конкурентными способами, составил 82,2 %. Наиболее предпочтительным способом определения поставщиков для заказчиков Санкт-Петербурга в 2016 году являлся электронный аукцион: 41,7% контрактов были заключены данным способом, тогда как в 2015 году это показатель составлял 28,6 % контрактов.

В целом специалисты АУЗ отмечают, что контрактная система Санкт-Петербурга демонстрирует достаточно высокую эффективность: за 2016 год экономия бюджетных средств по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) составила 10,9 млрд рублей. Наибольшая доля экономии приходится на закупки, осуществленные посредством электронного аукциона (78,9 % от общей суммы экономии). Среднее значение снижения цены при проведении конкурентных закупок в 2016 году составило 5,6 %, за аналогичный период 2015 года – 3,9 %.

Как сообщили пресс-службе АУЗ представители Комитета по госзаказу Санкт-Петербурга, 65,8% общего объема заключенных контрактов приходится всего на 7 исполнительных органов власти. Среди них Комитет по здравоохранению (с контрактами на сумму 30,2 млрд рублей), Комитет по строительству (29,8 млрд), Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (24,4 млрд), Комитет имущественных отношений (11,4 млрд), Комитет по благоустройству (9,8 млрд), Комитет по энергетике и инженерному обеспечению (8,5 млрд), Комитет по информатизации и связи (7,7 млрд). На долю остальных заказчиков пришлось 63,2 миллиарда рублей.

Многоуровневый контроль за государственными заказами

Специалисты Ассоциации Участников Закупок отмечают, что контрактная система Северной Столицы отличается продуманной структурой, в которой четко распределены роли всех участников. В этой системе нашлось место заказчикам в виде ГУП, ГКУ, ГБУ, ИОГВ и поставщикам в виде юридических и физических лиц. Контролирующие органы региона представлены Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, Комитетом государственного финансового контроля города и Комитетом финансов. Функции регулятора выполняет Комитет по государственному заказу (он же проводит мониторинг закупок). Аудит в сфере закупок осуществляет Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга.

Также эксперты Ассоциации Участников Закупок обратили внимание, что, работая над централизацией закупочной системы, разработчикам удалось избежать полного контроля над закупками со стороны одного органа (что могло породить возможности для коррупции). В Санкт-Петербурге в централизации закупок участвуют Комитет по государственному заказу, Администрации районов, Комитет по информатизации и связи, Комитет по здравоохранению. Так, Комитет по государственному заказу осуществляет определение поставщиков по закупкам, проводимым аукционами и конкурсами с НМЦК от 40 млн. рублей, Администрации районов – от 3 млн. рублей до 40 млн. рублей, а Комитет по информатизации и связи, Комитет по здравоохранению осуществляют полный цикл закупок, связанный со своей сферой.

Анонсы торгов – как эффективное средство госзакупок

В целях повышения прозрачности госзакупок и увеличения эффективности расходования бюджетных средств, Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга первым в стране инициировал проведение анонсирования предстоящих городских закупок. Целью анонсирования является получение наилучшего результата при закупке товаров, работ, услуг, исходя из средств, которыми располагает город, а также увеличение конкуренции при госзакупках, противодействие коррупции, налаживание диалога между заказчиками и предпринимателями, поиск совместных решений для формирования более прозрачной, понятной и эффективной системы госзаказа.

Анонсирование проводится до публикации извещения на сайте единой информационной системы zakupki.gov.ru, что позволяет потенциальному исполнителю заранее задать вопросы по закупке, пообщаться напрямую с заказчиком, своевременно и верно подготовить документацию. Заказчик, анонсируя закупку, освещает ее основные характеристики, требования к исполнителю, сроки реализации договора, определяет значимость проекта в разрезе общегородского плана по развитию Санкт-Петербурга. Такое общение позволяет обеим сторонам оценить возможность сотрудничества.

Всесторонне оценив условия и возможности внедряемой в Санкт-Петербурге системы электронных закупок, специалисты Ассоциации Участников Закупок отметили, что разработанная городскими властями контрактная система является одной из самых развитых и эффективных в нашей стране, которая может стать образцом для внедрения во многих других городах России.