«Копьё пересвета» бьёт в самое сердце


В московском клубе «Dостоевский» прошла презентация новой книги известного русского писателя Александра Лапина «Копьё Пересвета», вышедшей в издательстве «Вече».

«Копьё пересвета» бьёт в самое сердце
В московском клубе «Dостоевский» прошла презентация новой книги известного русского писателя Александра Лапина «Копьё Пересвета», вышедшей в издательстве «Вече». «Роман-восхождение к вершинам Истины», как написано в одной из аннотаций, является завершающей частью «Руссиады» прозаика, которую он писал в течение 12 лет. Поздравить Александра Лапина с выходом долгожданной книги пришли самые известные российские литераторы, критики и представители СМИ.

Почему он, в прошлом ведущий журналист «Комсомольской правды», а затем успешный предприниматель, «владелец заводов, газет, пароходов», начал писать романы, Александр Алексеевич рассказал в эксклюзивном интервью обозревателю «АН»:

– Я окончил факультет журналистики, а все журналисты во время учёбы мечтают написать «нетленку». И я хотел, нас таких было много. Когда мне исполнилось 60 лет, я понял: либо напишу сейчас, либо никогда. Поэтому пришлось бизнес и газеты отодвинуть в сторону и сесть за «Руссиаду». Это цикл романов о нашем поколении, пережившем такие потрясения, которые выпадают человеку раз в две тысячи лет, это был мой долг перед ровесниками, и я его исполнил. Закончил цикл к 2022 году. Посчитал, что достаточно, и больше я этим заниматься не хочу. За десять лет всё, что хотел сказать, сказал. А тут грянула СВО. И мне стало понятно, что те книги, которые я писал, типа «Время жить» – о мирном и сытом бытии, уже не особо актуальны. Сейчас произойдёт нечто такое, что перевернёт мир с ног на голову. И это был толчок, который заставил меня в 2022 году сесть за «Копьё Пересвета».

Произведение является сюжетным и логическим продолжением романа «Крымский мост», увидевшего свет в 2019 году. Главным героем Александр Лапин сделал Олега Мирового – это собирательный образ нашего современника, объединивший в себе черты многих реальных людей. Крушение СССР поставило крест на его карьере морского офицера, но он не потерялся, сумел создать процветающий бизнес, не пожертвовав при этом честью и достоинством. Казалось, достиг всего, о чём мечтал. Но удача отвернулась, заставив Мирового, человека, насквозь пропитанного либеральными взглядами, искать самого себя и своё предназначение заново. Ответы были найдены в странствиях по свету. На роскошном лайнере он совершает круиз вокруг Европы, путешествуя по «великой дуге истории» либерализма…

В «Копье Пересвета» Олег Миров (фамилию герой поменял, видимо, неслучайно) снова отправляется на поиски. Теперь – в путешествие по России и вместе с Россией по её истории. По «великой дуге русской истории» (так, кстати, называется одна из частей романа). От развалин рыцарских замков у Калининграда дорога приведёт Мирова в Петербург, где по следам древнего символа праведной победы – копья Пересвета – герой пройдёт от одной русской святыни к другой: Валаам, Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, Дивеева пустынь. Перед нами возникают события нашей истории: гибель царевича Димитрия в Угличе, перелом в судьбе Владимира Ульянова в Симбирске, создание «запасной столицы» в Самаре–Куйбышеве и ядерного щита в Сарове – Арзамасе-16… И в конце этого путешествия герой оказывается в пылающем Мариуполе – в центре истории, творящейся на наших глазах.

Надо сказать, меня всегда восхищало умение Александра Лапина работать с историческим материалом, документами, справками, редкими книгами, с тем, что не лежит на выставочных полках книжных магазинов, а прячется в тиши пыльных архивов и музейных хранилищ. О страсти к историческим изысканиям я и спросил Александра Алексеевича, пока «гости съезжались на дачу», говоря языком любимого Лапиным Пушкина.

– Занимаясь историей, я прекрасно вижу, что происходит, – поделился своим мнением писатель. – Через какое-то время все события лакируются, потом их поливают патокой или, извините, дерьмом. В зависимости от настроения правящего класса. И никто толком не знает, что происходило на самом деле, потому что идеология всегда довлеет над историей.

У меня существует свой метод написания романа. Во-первых, я изучаю все возможные документы. Во-вторых, устраиваю такое «заземление»: еду по местам, где происходили те или иные события, интересующие меня для книги. Пусть это было даже тысячу лет назад. Я приезжаю, селюсь в гостинице, осматриваюсь, захожу в книжные магазинчики, где полно редкой литературы, встречаюсь с местными историками. Все детали, хитросплетения этих событий лучше историков «на земле» не знает никто!

Вот я сейчас взялся за роман о Симеоне Бекбулатовиче, номинальном правителе России с 1575 по 1576 год. В поиске материала приехал в Александровскую слободу. Сидела там одна тётенька, она заточена на жизнь Ивана Грозного, и она там копает, копает. 25 лет занимается этим и знает каждую мелочь, каждую деталь той эпохи. Я с ней долго разговаривал, записывал. Пусть в роман войдёт потом десятая часть, но поначалу я «загребаю» всё, что попадётся под руку. И в итоге знаю, чувствую то время, о котором собираюсь писать.

Часто многое из рассказов местных историков опровергает все устоявшиеся представления. Вообще я очень люблю рассматривать новые версии известных событий. Например, некоторыми учёными сейчас обсуждается вопрос, убивал или не убивал Борис Годунов царевича Димитрия. Многие склоняются к мысли, что не убивал. Я же хотел разобраться сам, поэтому нашёл уголовное дело. Там же дело завели, 115 человек допросили! Смотрю, кто чего говорил. Шесть мальчиков было при этом трагическом событии – что мальчики поведали? Собираю, вникаю, сопоставляю. В итоге решил для себя – не убивал Годунов царевича! Эту сказку написал Николай Карамзин, на мой взгляд, всё-таки писатель, а не историк…

На самой презентации больше говорили, конечно, гости, а не автор романа «Копьё Пересвета». Много лет знающие Александра Алексеевича по журналистским путям-дорожкам, по широкой литературной стезе, они оценивали не только творчество известного писателя, но и его искусство основательно и честно жить.

Сергей Дмитриев, главный редактор издательства «Вече», поэт, писатель:

– У нас эпопея с Александром Алексеевичем длится 12 лет. Мы издали около 10 книг его уникального цикла о нашей современной России. Герои саги «Русский крест», которые есть и в романе «Копьё Пересвета», действуют, живут, любят, страдают и радуются на протяжении почти 50 лет, с конца 1970-х и по сей день. Вся перестройка, слом эпох, крушение империи СССР, новые коллизии двухтысячных годов проходят перед нашими ошеломлёнными глазами. Это огромный подвиг Александра Лапина! И не зря его сага была отмечена разными писательскими наградами и, самое главное, привлекла большой читательский интерес. В новом романе «Копьё Пересвета» всё перемешано, сюжет захватывающий, исторические экскурсы увлекательные, познавательные. Уверен, что книгу ждёт успех!

Николай Иванов, председатель Союза писателей России:

– Я удивляюсь мужеству Александра Лапина. Мужеству в том плане, что выбрать такой жанр и пойти путешествовать, приглашая с собой читателя, это очень рискованно. Потому что сейчас читатель, кажется, знает всё, в той же истории. Историки сомневаются, а читатель – нет. Мужество – открыто говорить своё мнение о каких-то фактах, рискуя подвергнуть себя огульной обструкции. Для этого надо быть очень смелым человеком. Но вы, Александр Алексеевич, идёте и говорите честно – я вот такой, я так думаю. Как писатель я вам по-хорошему завидую, завидую информационной насыщенности ваших книг, их достоверности, тому, как вы передаёте на страницах слова, интонации, звуки, запахи. Вы очень трудолюбивый и талантливый человек. Искренне поздравляю вас с новым романом. Наш Союз писателей силён именно такими авторами и такими книгами!

Александр Куприянов, главный редактор газеты «Вечерняя Москва»:

– Мне нравится, что получилась сага, с продуманной сюжетной линией. Александр Лапин берётся за важные темы, патриотичные, и «Копьё Пересвета» – не исключение. Его можно назвать писателем-пророком. И пишет так, что сердце щемит!

Владимир Мамонтов, генеральный директор радиостанции «Говорит Москва», председатель Совета директоров газеты «Комсомольская правда»:

– Надо сказать об Александре Алексеевиче главное, а оно пока не сказано. Вот спрашивали у виновника торжества, как он стал писателем, почему? Я утверждаю – он всегда был писателем! Именно таким, какой он сейчас, ничего не изменилось. Мы давно дружим, помню, много ходили с ним по Москве, заходили в гости то ко мне, то к нему. И Александр рассказывал, как он понимает эту жизнь, где он родился, как крестился, что с ним было в Казахстане. Потом Лапин стал спасать «Комсомольскую правду» – это правда, в трудную минуту он подставил плечо. Но, впрочем, было что спасать, вот и спасли… Александр Алексеевич писатель не потому, что он внезапно схватил ручку – и давай писать. Он журналист был прекрасный. И второе, у него всегда было это внутреннее желание осмыслять жизнь, думать, исследовать, сопоставлять. Лапину всегда было о чём сказать людям.

…Соглашусь с этим последним тезисом Владимира Мамонтова. Но добавлю от себя – было и будет ещё. Надеемся, Бог даст Александру Алексеевичу здоровья и сил и дальше писать правду о нашей истории.