В Агентстве инноваций Москвы провели исследование рынка корпоративных мессенджеров в России. Более 20 российских компаний разрабатывают корпоративные мессенджеры. Большая часть - это стартапы и ИТ-компании, у многих из которых якорным продуктом является CRM-система и инструменты внешних коммуникаций. 70% мессенджеров создано в 2016-2020 гг.
По данным исследования, в 2021 г. выручка российских стартапов, создающих корпоративные мессенджеры, выросла на 164% по сравнению с 2020 г. Этот факт подтверждает Андрей Демин, генеральный директор tada.team, российского мессенджера, который за последние полгода вырос почти в 10 раз.
"В течение 2022 г. tada.team значительно увеличила клиентскую базу. У нас уже более 30 тыс. корпоративных пользователей - это и небольшие компании малого и среднего бизнеса, и крупные игроки рынка. При этом мы всегда задаем клиентам вопрос: "Какие функции должны быть в корпоративном мессенджере?" Ключевые требования - простота использования и связанность всех функций друг с другом. У пользователя должна быть возможность за пару кликов открыть почту, назначить встречу, занести ее в календарь, подключиться к видеоконференции, снова вернуться в почту и т.д.", - рассказал Андрей Демин.
По данным исследования, в 2021 г. выручка российских ИТ-компаний, создающих корпоративные мессенджеры, выросла на 102% по сравнению с 2020 г.
В исследовании выделяется три современных тренда развития средств корпоративной коммуникации. Первый тренд - персонализация, то есть попытка сделать коммуникации удобными и понятными каждому сотруднику. Второй - использование искусственного интеллекта, которому можно "сгрузить" большую часть рутинных задач. Третий - стремление к построению экосистем, то есть вместо использования множества инструментов компании хотят пользоваться одним, но с широким функционалом.
Одной из главных причин быстрого развития корпоративных систем связи стала пандемия. В это время многие компании столкнулись с необходимостью в кратчайшие сроки выстроить эффективные онлайн-коммуникации с вовлечением в них всех сотрудников. Сегодня эта тенденция во многом сохраняется.
Многие владельцы компаний используют современные технологии, чтобы адаптировать корпоративное общение к современным вызовам. Так, 70% директоров по развитию более 200 международных компаний планируют приоритизировать инвестиции в коммуникационные технологии, а 56% сообщили, что уже стали использовать цифровые решения в этой области значительно активнее.
Мессенджеры значительно опережают по распространенности все остальные инструменты корпоративного общения. Дополнительным драйвером развития российского рынка может стать уход крупных иностранных игроков (например, Slack, Microsoft) и рост спроса на отечественные ИТ-разработки. По данным НАФИ, треть российского бизнеса планирует полностью перейти на российские разработки, а 25% уже используют только отечественное ПО.
В России работает, по оценкам аналитиков, около 20 стартапов и ИТ-компаний, разрабатывающих корпоративные мессенджеры.
Исследование показало, что эффективные корпоративные мессенджеры позволяют компаниям получать ощутимую экономическую выгоду: во-первых, бизнес начинает экономить ресурсы, потому что поддерживать один мессенджер дешевле и проще, чем множество разных сервисов. Во-вторых, автоматизация отдела продаж позволяет увеличить выручку.
Так, некоторые разработчики заявляют о росте выручки на 20-30%. На вопрос о том, как быстро окупились расходы на приобретение корпоративных мессенджеров, компании ответили: срок окупаемости составил от шести до 12 месяцев.
Кроме того, благодаря простоте использования, корпоративные мессенджеры создают неформальное и доверительное общение между работодателем и сотрудниками в тех сферах, где до этого подобное общение было минимальным. Например, на производстве или в строительстве.
"Еще несколько лет назад единственным средством общения руководства и сотрудников на больших производствах, где люди не сидят за компьютерами, а работают у станков, была так называемая информационная доска, - отмечает Андрей Демин. - С появлением корпоративных мессенджеров у компаний появляется возможность общаться с сотрудниками напрямую в мессенджере. Это позволяет создавать доверительную атмосферу и быстро получать обратную связь, а значит, делать процессы взаимодействия более прозрачными".
Сами представители российского бизнеса, как отмечается в исследовании, считают, что самое важное в корпоративном мессенджере - базовый функционал и низкая стоимость, а также простой и понятный интерфейс, позволяющий быстро во всем разобраться и начать использовать продукт.
Директор по маркетингу платформы корпоративных коммуникаций и мобильности мессенджера eXpress Денис Гасилин отметил, что в 2022 г. основной поворотный момент - уход западных вендоров. "Это касается не только коммуникаций: с разной скоростью покинули российский рынок - или все еще покидают - все зарубежные сервисы. Даже если условный on-premise SAP доступен и все еще работает, его все равно необходимо менять. Бизнес это понимает: ему важно, чтобы сервисы не переставали работать. Это главный драйвер для отечественных мессенджеров. Барьер для многих игроков нашего рынка - недостаточное качество в моменте. Заказчик хочет получить решение не хуже, чем то, которым он пользовался ранее. Переход на российские мессенджеры идет планомерно, согласно стратегии, в которой расставлены приоритеты замены импортных сервисов. По нашему опыту - переход успешный, - рассказывает он. - Мы видим в 2022 г. рост спроса на российские решения: как у крупных корпораций (с "тяжелыми" внедрениями), так и у компаний поменьше, которым срочно нужна качественная замена ушедших Slack, MS Teams, WebEx и др. У нас растет количество заказчиков и, как следствие, корпоративных пользователей".
"В 2023 г. корпоративными мессенджерами будут пользоваться чаще. Разработчики в это время будут подтягивать продукты как с точки зрения функциональности (ориентируясь на ранее флагманский MS Teams), так и с UX/UI (ориентируясь на Telegram, к которому привыкли пользователи). Главный тренд следующего года - переход в мобильность. Корпоративные мессенджеры перестанут быть просто мессенджерами и будут вбирать в себя все больше функций для работы. Как итог такого развития - корпоративный суперапп", - прогнозирует Денис Гасилин.
Григорий Любачев, сооснователь корпоративного мессенджера "Пачка", подчеркнул, что в 2022 г. изменений было много. "Например, мы девять лет делали мессенджер для внутреннего использования и как часть большой CRM-системы. А в марте решили сделать его публичным. Основным драйвером был уже готовый продукт и уход с рынка иностранных мессенджеров. А барьеры - это очень сильная привычка к западному сервису и скептическое отношение к импортозамещению. Это основной источник возражений, с которым мы работаем и в рекламе, и в продукте. Скорость перехода на российские мессенджеры зависит от того, у кого сколько еще действует подписка на иностранные мессенджеры, есть ли возможность их оплачивать и насколько большая компания. Весной и осенью-зимой заметно больше количество запросов на мессенджер. У нас есть две основные гипотезы, почему так случилось: весной были регулярные сообщения о блокировке российских компаний. Поэтому многие начали изучать российские сервисы. Осенью-зимой у многих компаний заканчиваются подписки, их нужно продлять и составлять бюджет. А продлить что-то из России тяжеловато. Поэтому активнее вернулись к вопросу поиска альтернатив. В 2023 г., как и многие другие иностранные ИТ-сервисы, мессенджеры будут как минимум так же отстраняться от российского бизнеса. Компаниям из России будет тяжелее их использовать, потому что скоро многие подписки истекут, а какого-то удобного способа для оплаты заграничных сервисов пока нет".
Представитель пресс-службы VK рассказал, что российский рынок корпоративных коммуникаций, как и вся ИТ-индустрия, проходит через период трансформации. "Растет потребность в удобных, функциональных и защищенных решениях для взаимодействия сотрудников. В то же время рынок становится более зрелым. У компаний формируется спрос на интегрированные решения - когда в одном интерфейсе доступен разнообразный набор сервисов для коммуникаций и совместной работы. Например, почта, календарь, видео- и аудиозвонки, таск-менеджер, HR-сервисы и другие инструменты. Подобные проекты VK Tech реализует для корпоративных клиентов на базе мессенджера VK Teams. На российском рынке все еще популярны массовые бесплатные продукты. При этом наблюдается постепенный переход на специализированные корпоративные решения. Многие компании из сегмента Enterprise, которые заботятся о безопасности корпоративных данных, и так активно работали с российскими решениями, другие планируют переход. В сегменте малого и среднего бизнеса, с одной стороны, также задумываются о безопасности данных, с другой - избегают дополнительных затрат на корпоративные решения. Оптимальное решение в таком случае - сервисы, предоставляемые по модели SaaS, которые не требуют значительных расходов. По нашим оценкам, спрос на решения для корпоративного общения и взаимодействия сотрудников продолжит расти в 2023 г. Основным драйвером роста станет сегмент СМБ-клиентов: компании будут активнее внедрять в работу решения для корпоративных коммуникаций, которые развернуты в облаке провайдера и предоставляются по модели SaaS. Модель оплаты по подписке позволяет оплачивать все сервисы одним счетом. При этом не возникает расходов на закупку серверного оборудования и обслуживание сервисов. Количество компаний, которые используют платформу VK WorkSpace - набор коммуникационных сервисов по подписке, в том числе мессенджер, - в 2022 г. выросло в три раза", - прокомментировал представитель пресс-службы VK.
Корпоративные мессенджеры в порядке
27.12.2022
Последние два года выручка российских стартапов и ИТ-компаний, создающих корпоративные мессенджеры, растет двукратными темпами. Барьер для многих игроков российского рынка - недостаточное качество, привычка пользователей к западному сервису и скептическое отношение к импортозамещению. Тем не менее переход на российские мессенджеры продолжается.