Пока ясно одно: наиболее перспективные сегменты — лизинговые продукты для малого и среднего бизнеса. Что касается крупных компаний, то эксперты не исключают вмешательства государства: именно госзаказы могут оказать серьезную поддержку корпоративным клиентам в кризис. Однако ее получат лишь структуры, аффилированные с банками, производителями оборудования и т. д.
Большинство опрошенных нами участников рынка лизинга предпочитали вовсе не комментировать свои ожидания в следующем году. Кризис 2015 года и события прошлого года заставляют компании проявлять максимальную осторожность. 2014 год наглядно показал, что ситуация в российской экономике может преподнести сюрпризы. Все помнят "черный вторник" — 16 декабря 2014 года, когда рубль продемонстрировал рекордное падение по отношению к доллару и евро: в течение дня доллар достиг отметки 80 руб., евро — 100 руб.
"Текущая экономическая ситуация оказывает большое влияние на расстановку сил на рынке лизинга",— говорит Ольга Кириллова, директор управления организации продаж АО "Сбербанк Лизинг". Она напоминает: важнейшим фактором сегодня является качество портфеля лизинговых копаний. Если сформирован качественный портфель, лизинговой компании значительно легче пройти кризис.
"В 2016 году стоит ожидать сохранения текущих тенденций лизингового рынка, таких как осторожное отношение к рискованным сделкам, максимальный территориальный охват, а также серьезная работа с дебиторской задолженностью",— отмечает госпожа Кириллова. Что касается "Сбербанк Лизинга", то компания планирует развиваться как в сегменте МСБ (малого и среднего бизнеса), так и в сегменте крупнейших клиентов. "Кроме того, расширяя географию наших продаж с помощью Сбербанка, стремимся удовлетворить потребности наших клиентов независимо от их местонахождения, предлагая оптимальное финансовое решение",— говорит эксперт.
В то время как активность крупных компаний-лизингополучателей уменьшилась, а объем крупных проектов, для которых необходимо обновление фондов, сократился, перспективным выглядит средний и малый бизнес. Им все больше востребованы экспресс-продукты, что заставляет лизинговые компании, нацеленные на работу с этой категорией клиентов, разрабатывать собственные экспресс-предложения.
Эксперты убеждены в конкурентоспособности этого формата: за счет упрощенной процедуры спрос на экспресс-лизинг растет даже в кризис. Объем этого сегмента будет увеличиваться, считают участники рынка. При этом наиболее выгодные позиции займут те лизингодатели, которые смогут обеспечить развитую сеть розничных продаж.
Что касается крупных игроков, то отсутствие дешевых денег, снижение производства, замораживание инвестиций в основные фонды будут очень сильно бить по игрокам, говорит Александр Демидов, эксперт Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС. Однако он не исключает, что в ситуацию на лизинговом рынке может вмешаться государство. "Вполне возможно, что будут какие-либо не совсем рыночные механизмы в виде господдержки РЖД на обновление подвижного состава, частичной замены летного парка российских авиакомпаний с импортных самолетов на "Суперджет" и перевооружение ВС РФ, которые несколько оживят рынок. Но это коснется лишь крупных игроков, способных обеспечить выполнение этих программ",— подчеркивает господин Демидов. В то же время он отмечает: у компаний, которые не аффилированы с банком, с производителем оборудования или с потребителем лизинговых услуг, очень мало шансов на рост в условиях нынешнего кризиса. Более того, эти компании, учитывая низкую зарегулированность данной отрасли, рискуют получить в клиенты лизингополучателей с не самой хорошей кредитной историей.
Если говорить о сегментах лизинга, то уверенней всего себя чувствует автолизинг — высоколиквидное оборудование дает лизингодателям возможность продать его по выгодной цене, если клиент терпит финансовые трудности. И хотя о восстановлении рынка говорить еще рано, уже сейчас можно отметить некоторые положительные тенденции. На рынке автолизинга уже в июле-августе 2015 года основные параметры предложений лизинговых компаний приблизились к показателям годичной давности.
Как отмечает эксперт, последствия "шокового периода" конца 2014 — начала 2015 года в сегменте автолизинга можно считать преодоленными. Таких результатов удалось достичь в первую очередь благодаря государственной программе льготного автолизинга, которая обеспечивает лизингополучателям 10% скидки при покупке автомобиля отечественного производства.
В целом же участники рынка прогнозируют снижение ставок, которые в кризис выросли вместе с увеличившейся стоимостью фондирования. Кроме того будет постепенно набирать силу еще одна тенденция — лизинг для физических лиц. Он позволит в разы снизить размер ежемесячных платежей по сравнению с автокредитом и обеспечит простую и быструю смену одного автомобиля на другой без сложностей, связанных с самостоятельной продажей старой машины. Таким образом, автолизинг станет выгодной альтернативой автокредиту.
Кризисное будущее
23.11.2015
Кризис заставляет участников рынка лизинговых услуг быть максимально осторожными в своих прогнозах относительно того, как ситуация будет развиваться в 2016 году.