Малые закупки. Итоги исследования


Всероссийское исследование процессов закупок малых объемов «Малые закупки. Три рубля — не деньги?!» подтвердило предположение экспертов о недостаточной эффективности процедур малых закупок и избыточных трудозатратах, приводящих к существенному увеличению расходов организаций. Так почему же ручка, купленная всего за три рубля, может обойтись организациям в сотни раз дороже?

Малые закупки. Итоги исследования

Всероссийское исследование процессов закупок малых объемов «Малые закупки. Три рубля — не деньги?!» подтвердило предположение экспертов о недостаточной эффективности процедур малых закупок и избыточных трудозатратах, приводящих к существенному увеличению расходов организаций. Так почему же ручка, купленная всего за три рубля, может обойтись организациям в сотни раз дороже?

Проект «Малые закупки. Три рубля — не деньги?!» организован «Фогсофт» и «Тендеры.ру» при поддержке Аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки» и нацелен на повышение эффективности системы снабжения, поиск работающих решений, оценку актуальности проблемы закупок малых объемов.
Малые закупки/быстрые закупки/ закупки малых объемов — закупка товаров, накладные расходы на приобретение которых сравнимы или превышают стоимость товара. Как правило, под малыми закупками подразумевают приобретение канцелярии, расходников, средств бытовой химии и т.д. (так называемой «мелочевки», «малоценки»).
В соответствии с 44-ФЗ, закупка малого объема — приобретение работ, товаров или услуг на сумму, не превышающую 100 или 400 тыс. руб. Заключать прямые контракты можно в том случае, если годовой объем закупок по этому основанию не превышает 2 млн. руб. или 5% от совокупного годового финансового объема всех закупок (и не могут быть более 50 млн. руб.). В рамках 223-ФЗ к закупкам малого объема можно отнести не требующие публикации в ЕИС закупки до 100 тыс. руб. (для организаций с годовой выручкой более чем 5 миллиардов рублей — до 500 тыс. руб.).

Исследование основывается на данных анкетирования представителей государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, закупки которых регулируются 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также коммерческих заказчиков. На вопросы отвечали снабженцы, контрактные управляющие, начальники отделов закупок, экономисты, кадровики, руководители организаций сфер здравоохранения, образования и науки, промышленности и производства, коммунальных услуг, культуры, транспорта и других со штатом от 10 до 3,500 человек.

Более половины участников исследования ответили, что считают проблему малых закупок острой для своих организаций. При этом экономическую сторону закупок малого объема заказчики часто не принимают во внимание.
— Примерно треть ответивших участников исследования не учитывают накладные расходы на закупку малоценки, либо считают их отсутствующими («входит в обязанности штатных сотрудников», — видимо, бесплатных, — отмечает эксперт исследования, директор департамента специальных проектов «Фогсофт» Сергей Юров.

Среди тех, кто такие расходы все же считает, процент накладных расходов оказывается значительным и достигает от 50% до 80-90% и даже 500%. Максимальная сумма затрат на малые закупки составила от 100 млн. руб. до 1 млрд. руб. в год. — Причина столь разных ответов — отсутствие методики расчета затрат (расходов) на осуществление закупок, в том числе и малых закупок, как в госзаказе, так и в 223-ФЗ, — комментирует эксперт проекта, профессор кафедры государственных и корпоративных закупок ФГБОУ ДПО «Институт развития дополнительного профессионального образования» Татьяна Трефилова.
— Как правило, закупки малых объемов в закупочных правилах заказчиков отдельно не регулируются либо относятся к данной категории по принципу «цена договора не превышает… », без экономических обоснований, — комментирует эксперт проекта, руководитель Центра эффективных закупок «Тендеры.ру» Кирилл Кузнецов. — В основном такие закупки осуществляются по тем же правилам, что и остальные, но отдельные заказчики используют упрощенные механизмы (закупку у единственного поставщика) и электронные площадки (электронные магазины).
— Наиболее очевидные решения по уменьшению процедурных трудозатрат — в большинстве случаев либо не рассматриваются организацией, либо требуют первичных, пусть и небольших, но инвестиций, — считает эксперт проекта, руководитель Аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки» Георгий Сухадольский.

По мнению эксперта проекта, директора Союза экспертов тендерной стратегии Арины Гоцуляк, электронный документооборот, специализированное программное обеспечение, системы синхронизации и хранения данных позволили бы контрактным службам заказчиков высвободиться из под ворохов бумаг, отчетов и актов, чтобы эффективнее работать с поставщиками и тем самым минимализировать риски недоброкачественных поставок продукции или услуг.
По словам эксперта проекта, профессионального закупщика, консультанта регионального Центра профессионального образования ФГБОУ ВО БГУ Натальи Беликовой, вопрос систематизации и автоматизации мелких закупок, напрямую зависит от руководителя закупочного подразделения. — В том случае, если руководитель (специалист), отвечающий за закупочную деятельность в организации является прогрессивной личностью, он сам найдет решения в оптимизации данной деятельности, — утверждает Наталья Беликова.
Организаторы проекта благодарят за информационную поддержку исследования: Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок, Союз экспертов тендерной отрасли (СЭТС), Объединение АХП, Ценовые и контрактные решения, Ассоциацию электронных торговых площадок (АЭТП), Единую торговую систему (ЕТС), Балтийский тендерный центр, Центр развития электронных торгов, Союз экспертов тендерной стратегии, газету «Аукционный вестник», журнал «Московские торги», журнал «Закупки Якутии», журнал «Госзаказ: управление, размещение, обеспечение», журнал «Про госзаказ.РФ», Btender.ru и Единый портал электронной подписи.
Ознакомиться с результатами исследования можно на сайте http://fogsoft.ru/mz