Коллекция работ вице-президента Российской академии художеств, заслуженного художника РФ Константина Худякова представлена в рамках юбилейного проекта «Рефракция реальности», приуроченного к 80-летию автора.
В экспозиции более двадцати произведений, наполненных метафорами, символами, философскими идеями. Размещены они на первом этаже центра М'АРС и на арт-мансарде. В первом зале сразу привлекает внимание работа "Мастер и Маргарита", появляются вопросы и сомнения.
Центральной работой стала мультимедийная инсталляция «Не ждали», которая включает цифровую картину 220х550 см. Создана она с применением технологии дополненной реальности (AR) и анимированием, с эффектом глубокого погружения в 3D-сцену композиции.
Основа юбилейной выставки – стерео-лайт-панели (визитные карточки мастера). Большое впечатление производят работы «Благая весть», «Золотая стрекоза», «Полет Валькирии». Каждое цифровое панно требует времени, чтобы рассмотреть детали, попытаться понять задумку автора и тайные смыслы. С разных ракурсов можно увидеть разные предметы и разные сюжеты.
Идеи и фантазии мастера реализованы благодаря новаторской технологии оцифровки реальности и инженерному замыслу Алексея Горяева. Каждая работа в экспозиции – сложный экспериментальный процесс: создание сотен снимков виртуальной камерой и синтезирование изображений в стереопанели, которые зрители могут воспринимать, ощущая объем и глубину образов. Художник использует уникальную технологию, которую никто в мире пока не освоил.
«Свет замедляется при прохождении через среду, отличную от вакуума, такую как воздух, стекло, вода. Это происходит скорее из-за того, что, являясь электромагнитным колебанием, свет заставляет колебаться другие электрически заряженные частицы, такие как молекулы, атомы, электроны, – объяснил Константин Васильевич. – Колеблющиеся элементы испускают электромагнитные волны, которые взаимодействуют с исходным светом. В результате «объединенная» волна создает невероятные волновые «пакеты», которые проходят мимо наблюдателя с меньшей скоростью».
Константин Худяков исследует многослойность трехмерного пространства с конца 1990-х, собирая фрагменты реальности в перевернутом отражении через феномен зеркала. Он смело экспериментировал, используя принципы голографии и стереотехнологии. Ему удалось синхронизировать творческую энергию и математические алгоритмы.
Справка
Константин Васильевич Худяков родился в январе 1945 в селе Царевщина Саратовской области. Окончил Московский архитектурный институт (кафедра «Промышленная архитектура»). После окончания института по распределению МАРХИ работал главным художником в Центральном музее В.И.Ленина в Москве. В 1988 вместе с группой художников создал первую в СССР частную галерею - ЦСИ М'АРС.
К концу 1990-х он переключился на искусство с применением цифровых технологий. Константин Васильевич стал лидером в российском искусстве высоких технологий, художником, использующим новейшие технологии.
Худяков – участник шести московских и 54-ой Венецианской биеннале современного искусства (2011), а также многих музейных выставочных проектов в России и за рубежом. Его работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Московском музее современного искусства и в других известных музеях.
Ольга Королёва
«Метафизические зеркала Худякова» в центре М'АРС
05.02.2025
До 24 февраля 2025 в Центре современного искусства М'АРС открыта выставка Константина Худякова, основоположника отечественного цифрового искусства.
