Недавние заявления губернатора Петербурга Александра Беглова о строительстве линии метро до аэропорта Пулково звучит амбициозно и внушительно. Это обещание продолжает его амбициозный курс на мегапроекты, которые превратят Петербург в "мегаполис XXI века". Но хотя уже четверть 21-го века осталась позади, в транспортной сфере город так и остался в веке 20-м. Именно тогда в городе реально строилось много подземных станций и активно развивался трамвай. Сейчас же все это чаще так и остается на бумаге.
Метро: амбиции против реальности
Еще в 2022 году Беглов заявил, что в ближайшие 30 лет в Петербурге появятся 89 новых станций метро. Однако за весь период его работы в качестве губернатора не было введено в эксплуатацию ни одной станции. Более того, метростроение в городе переживает глубокий кризис: нехватка финансирования, срыв сроков и сложные тендерные процедуры тормозят развитие транспортной сети.
Для сравнения, в 1980-е годы город строил до 3–5 станций ежегодно. Сегодня темпы значительно сократились: строительство одной станции может занимать 5–7 лет, а иногда и дольше. Учитывая, что в последние годы не открыли ни одной новой станции, идея о 89 станциях в течение 30 лет кажется фантастической.
Проект метро до Пулково особенно сложен, и вот почему:
Высокая стоимость: метро — один из самых дорогих видов транспорта. Для создания линии до аэропорта потребуются сотни миллиардов рублей.
Технические ограничения: прокладка тоннелей в условиях сложного грунта Петербурга требует времени и значительных инвестиций.
Сроки реализации: даже при оптимистичных прогнозах строительство линии до Пулково займет более 10 лет. На фоне нынешнего состояния метростроения это время может растянуться еще больше.
Альтернатива: наземный рельсовый транспорт
Вместо того чтобы концентрироваться на строительстве метро, которое требует гигантских финансовых и временных ресурсов, Петербургу стоит обратить внимание на развитие наземного рельсового транспорта, такого как трамваи и скоростные электрички.
Почему это эффективнее?
Быстрота реализации: строительство трамвайных линий занимает 1–2 года, а не десятилетия.
Экономичность: затраты на наземные линии в разы ниже, чем на подземные тоннели.
Гибкость: наземный транспорт можно быстрее адаптировать под потребности города, увеличивая или изменяя маршруты.
Опыт успешных проектов: современные трамваи уже успешно работают в таких городах, как Казань и Москва, обеспечивая высокий комфорт и доступность.
Например, вместо дорогостоящего метро до Пулково можно организовать линию скоростного трамвая или пригородной электрички. Такие проекты позволят решить транспортную проблему аэропорта уже в ближайшие годы, а не через десятилетия.
Заключение
Амбициозные планы по развитию метро в Петербурге вдохновляют, но реальная ситуация требует трезвой оценки. Метро до Пулково и обещанные 89 станций — это мечты, которые при нынешних темпах строительства остаются далеким будущим. Чтобы улучшить транспортную доступность города здесь и сейчас, Петербургу нужно сосредоточиться на более реалистичных и экономически оправданных проектах, таких как развитие наземного рельсового транспорта. Это позволит не только сэкономить ресурсы, но и решить актуальные проблемы горожан уже сегодня.
Метро в Пулково: будущее или мечта?
24.12.2024
Хотя уже четверть 21-го века осталась позади, в транспортной сфере Петербург так и остался в веке 20-м. Именно тогда в городе реально строилось много подземных станций и активно развивался трамвай. Сейчас же все это чаще так и остается на бумаге.