Модернизация Восточного полигона – ключ к активизации торговли с восточными партнёрами РФ

27.09.2023

На недавно завершившемся Восточном экономическом форуме (ВЭФ) обсуждение модернизации двух ключевых грузовых маршрутов Восточного полигона РЖД — Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссибирской магистрали (Транссиба) стало одним из главных пунктов деловой повестки. Генеральный директор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов прокомментировал текущее состояние строительства новых участков БАМ и Транссиба, обозначил дальнейшие этапы модернизации и целевые показатели пропускной и провозной способности, а также объём инвестиций.

В условиях переориентации вектора российской экономики на сотрудничество с государствами Юго-Восточной Азии развитие транспортной инфраструктуры в регионах восточнее Урала приобретает стратегическое значение. Увеличение пропускной и провозной способности транспортных коридоров критически важно для перемещения грузовых потоков на логистические магистрали, прежде всего на границе с Китаем. Учитывая преобладающую долю контейнерных ж/д-перевозок в общей структуре товарообмена с восточными партнёрами, именно инвестиционные проекты развития инфраструктуры Восточного полигона напрямую влияют как на повышение экспортного потенциала России, так и на более выгодные условия импорта.

Проекты по модернизации железнодорожных сообщений реализуются в рамках многолетних инвестиционных планов РЖД, а суммарные затраты составляют внушительную долю от общего объёма средств, направленных на реализацию комплексного плана расширения магистральной инфраструктуры. Так, из 2,57 трлн руб. суммарных вложений 673 млрд руб. выделены на проведение второго этапа модернизации БАМ и Транссиба, который стартовал в 2018 году и, согласно графику, должен завершиться в 2024 году. Множество новых участков и инфраструктурных объектов Восточного полигона уже сданы в эксплуатацию, по некоторым из них успели запустить движение грузоперевозок уже к ВЭФ. В числе самых значимых объектов перегон Февральск – Звонкое и участок от Комсомольска-на-Амуре до станции Ванино, являющийся ключевым логистическим хабом для ж/д-сообщения с Сахалином, Камчаткой, Чукоткой и Магаданской областью. На этом участке уже ввели в эксплуатацию перегоны Блокпост 9 км – Кумтэ и Кенай – Удоми. Однако на большинстве объектов, запланированных к запуску на этот год, первые грузовые поезда смогут пройти уже в 4 квартале. Как объявил на Восточном экономическом форуме замглавы РЖД Андрей Макаров, до конца 2023 года планируется запустить движение почти на 80 объектах БАМа. Среди них перегоны Звонкое – Демченко, Демченко – Исакан, Тулучи – Акур и Болен - Мони.

Работы на многих участках продолжатся и в следующем году. Среди самых крупных и сложных объектов — двухпутный Керакский тоннель на Забайкальской железной дороге, тоннель на обходном участке Шкотово—Смольяниново и путепроводная развязка в Волочаевке.

Суммарный объём затрат на строительство новых участков путей и объектов сопутствующей инфраструктуры в 2023 году составит 250 млрд руб., при этом наибольшая часть – от 180 до 190 млрд руб. – отведена на строительно-монтажные работы. Для сравнения, в 2022 году на все виды работ, связанных с модернизацией БАМ и Транссиба, было потрачено всего 136 млрд руб. В то же время, в 2024 году планируется ещё увеличить объём инвестиций: в качестве ориентира называют 400 млрд руб., из которых в ходе строительно-монтажных работ будет освоено предположительно 250 млрд руб.

По завершении второго этапа модернизации Восточного полигона совокупная провозная способность ведущих магистралей пути должна вырасти до 180 млн тонн. Для дальнейшего роста грузовых потоков на этом направлении необходима реализация третьего этапа модернизации Восточного полигона, который находится на стадии утверждения в структуре РЖД.

В июне Президент РФ сделал акцент на необходимости ускорить реализацию этого проекта в ходе совещания с правительством. Однако, так как в инвестпрограмме РЖД на 2023-2025 годы не были заложены средства на такой масштабный проект, предстоит определиться с источниками финансирования и оценить предполагаемый объём вложений. Отдельные целевые показатели третьего этапа уже определены: так, поставлена задача повысить к 2032 году провозную способность железных дорог на Восточном полигоне до 255 млн тонн в год.

На сегодняшний день можно спрогнозировать благоприятные перспективы дальнейшего развития Восточного полигона. За счёт стабильного прироста грузопотоков и консолидации усилий предприятий восточной части страны, а также постоянной государственной поддержки инфраструктурные проекты будут востребованы всей экономикой страны, а значит — будут развиваться.