Монополия на освоение шельфа вредит отрасли



Профессор МАТИ-РГТУ им. К.Э. Циолковского Пьянков Игорь Борисович отметил существующие трудности в решении задач освоения арктического шельфа, а также создания импортозамещающей отечественной техники и технологий.

Известно, что запрет Запада на технологическое сотрудничество в нефтегазодобыче создал значительные трудности для развития отрасли и является масштабным вызовом для российской промышленности. Авторитетные ученые утверждают, что значимость и технологическая сложность стоящих проблем сравнима с атомным проектом XX века. Представители научных центров четко понимают, что дальнейший прирост добычи потребуют создания новых систем, сопоставимых по стоимости с космическими.
Данная проблема остро поднималась на 14-м Петербургском международном энергетическом форуме, посвященном разработке высокотехнологичного оборудования для освоения континентального шельфа. Академик РАН и секретарь Общественной палаты Евгений Велихов подчеркнул, что масштабные гражданские проекты, среди которых и освоение Арктики, должны стать как бы «второй ногой» ВПК, ведь сегодня включение «оборонки» в нефтегазовую тематику является необходимым источником средств для той же программы вооружений.

Отдельно необходимо упомянуть вопрос времени и средств для создания технических решений для добычи углеводородов подо льдом. Крупнейшие организации, такие как ЦКБ МТ «Рубин», «Малахит», и Крыловский государственный научный центр предлагают виртуальную модель подводного терминала. Присутствующие обсудили пример Норвегии, на создание эффективных добывающих морских комплексов понадобилось 15 лет и несколько миллиардов долларов. Как заявил представитель «Газпрома», за 10 лет на шельфе необходимо пробурить 50 поисково-оценочных скважин, для чего нужны морские буровые платформы в течение ближайших пяти лет.

Выступление представителя «Роснефти» утихомирило общий пессимистический настрой: в данный момент создаются новые технологии обеспечения безопасности бурения, системы буровой защиты, специализированные базы снабжения, логистические схемы доставки грузов и персонала, системы ликвидации разливов нефти, новые схемы эвакуации и спасения, а также формируется новый судостроительный кластер на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, который все это реализует в металле. При этом отмечалось, что производственники имеют возможность сделать все необходимое, если будут иметь технические решения. Пьянков Игорь Борисович выразил озабоченность расхождением поставленных сроков: прежде чем получить технические решения, необходимо собрать целую новую отрасль науки и техники.

Профессор МАТИ-РГТУ им. К.Э. Циолковского сообщил об остром дефиците кадров, что, к сожалению, не нашло должного отражения в выступлениях представителей нефтегазовых гигантов. Это первый и очень важный риск. Второй риск самым тесным образом связан с предыдущим: сырьевикам может элементарно не хватить терпения, так как невозможно строить перспективные расчеты исключительно на том, что международная обстановка будет и далее только осложняться, а режим запретительных секторальных санкций станет нормой жизни. Также Пьянков говорил и о необходимости создания специальной государственной программы. И вот здесь кроется еще одна опасность – источник средств и в том и другом случае один - госбюджет. Неэффективность любых государственных расходов неоднократно была подтверждена и в советское время, и в условиях нашей «смешанной» экономики. Распорядители кредитов определены – монополию на шельф имеют «Газпром» и «Роснефть», что говорит об огромном риске не завершить работы. Поэтому необходимо снять монополию двух компаний на освоение шельфовых ресурсов

Подводя итог, Пьянков Игорь Борисович заявил, что только инновационные прорывные решения обеспечат окупаемость гигантских затрат. Чтобы стоять на двух ногах, ВПК непременно нужна третья точка опоры – конкурентная среда, хотя бы в этом гигантском и сложном проекте. Ручное управление, как бы кому не хотелось повторить подвиг Сталина и Берии, в этом случае не сработает.


Игорь
-0.5