Мороженое «Монарх»: пресечение недобросовестной конкуренции в ФАС


ФАС признал действия ООО «Саратов-Холод Плюс» по введению в оборот мороженого в упаковке, сходной до степени смешения с упаковкой мороженого «МОНАРХ», принадлежащего ОАО «Русский Холодъ», актом недобросовестной конкуренции. При принятии решения по наличию факта недобросовестной конкуренции ФАС сослался на Постановление Президиума ВАС РФ от 18.07.2006 г. № 3691/06.

ФАС признал действия ООО «Саратов-Холод Плюс» по введению в оборот мороженого в упаковке, сходной до степени смешения с упаковкой мороженого «МОНАРХ», принадлежащего ОАО «Русский Холодъ», актом недобросовестной конкуренции. При принятии решения по наличию факта недобросовестной конкуренции ФАС сослался на Постановление Президиума ВАС РФ от 18.07.2006 г. № 3691/06.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы рассмотрела заявление группы компаний «Русский Холодъ» о том, что ООО «Саратов-Холод Плюс» выпускает мороженое в упаковках, маркированных обозначениями «МОНАРХ», «МОНАРХиЯ», «МОНАРиКс», которые сходны до степени смешения с принадлежащим Заявителю обозначением «МОНАРХ», чем вводит потребителей в заблуждение.

По мнению Заявителя, ООО «Саратов-Холод Плюс», используя охраняемое обозначение «МОНАРХ» при производстве и введении в оборот продукции с наименованием «МОНАРХ», «МОНАРХиЯ», «МОНАРиКс», намеренно вызывает у потребителей ассоциацию с производителями мороженного группы компаний «Русский Холодъ». Для подтверждения своей позиции Заявителем представлены копии свидетельства о регистрации товарного знака «МОНАРХ» с приоритетом от 01.09.2004 г., доказательства обширной рекламной деятельности в отношении мороженого «МОНАРХ», выраженные в расходах на размещение рекламы в размере более 172 миллионов рублей, и другие документы, среди которых результаты социологического опроса потребителей мороженого и пищевого льда, подготовленные Лабораторией социологической экспертизы Института социологии РАН. Согласно данным, значительная часть потребителей считает, что тестируемые упаковки сходны между собой по следующим характеристикам: по внешнему виду (47%), по смыслу (45%), по звучанию (46%). Имеющийся в материалах дела отчет центра Ромир, представленный, кстати, ООО «Саратов-Холод Плюс», также подтверждает высокую вероятность (22,9%) введения потребителей в заблуждение.

В своем решении ФАС ссылается на Постановление Президиума ВАС РФ от 18.07.2006 г. № 3691/06, где указано, что при оценке угрозы смешения схожих обозначений данными, подтверждающими наличие такого смешения, могут быть результаты, полученные в ходе проведения социологического опроса, если как минимум 20% опрошенных потребителей не могут однозначно отличить сравниваемые обозначения, поскольку такой процент расценивается как внушительный и оказывающий влияние на продвижение товаров в определенном сегменте рынка.

На основании представленных доказательств ФАС пришел к заключению, что на протяжении нескольких лет действия ООО «Саратов-Холод Плюс» по ведению в гражданский оборот мороженого в упаковках, приводящих к смешению в силу сходного композиционного решения в виде доминирующего расположения словесных элементов «МОНАРиКс», «Монархия» и «Монарх», имеющих фонетически тождественные начальные части «МОНАР-» и сходное семантическое восприятие указанных словесных элементов, являются актом недобросовестной конкуренции.

Лаборатория социологической экспертизы благодарит группу компаний «Русский Холодъ» и лично Алёну Курченко за сотрудничество.

Решение ФАС. http://socexpertiza.ru/examples/monarh.pdf
Сходство до степени смешения. http://socexpertiza.ru/confusion.php
Недобросовестная конкуренция. http://socexpertiza.ru/unfair.php
Введение потребителей в заблуждение. http://socexpertiza.ru/false.php
Программа бесплатных услуг. http://socexpertiza.ru/free.php
Защита интеллектуальной собственности. http://socexpertiza.ru/sociology.php