Московские педагоги завершили семинары по русскому языку в Польше


Ученые и преподаватели МПГУ завершили цикл мероприятий "Современные тенденции в методике преподавания русского языка и литературы» для преподавателей русского языка и литературы, русского языка как иностранного при поддержке Россотрудничества. Они предложили участникам мероприятий актуальные методики обучения русскому языку в мультикультурной среде, провели круглые столы, семинары, мастер-классы, тренинги, творческие лаборатории.

26-27 и 29 – 30 марта 2019 года ученые и преподаватели Московского педагогического государственного университета провели в городах Ольштын и Варшава (Польша) методические мероприятия «Современные тенденции в методике преподавания русского языка и литературы» для преподавателей русского языка и литературы, русского языка как иностранного при поддержке Россотрудничества. Они которые предложили участникам мероприятий актуальные методики обучения русскому языку в мультикультурной среде, провели круглые столы, семинары, мастер-классы, тренинги, творческие лаборатории.
Внимание польского педагогического сообщества привлекла выставка учебной и методической литературы по русскому языку и русскому языку как иностранному российских издательств.
С приветственными словами к собравшимся обратились Елена Геннадьевна Чернышева (директор Института филологии, заведующий кафедрой русской классической литературы, д. фил. н., профессор) и Светлана Михайловна Колесникова (руководитель проекта, главный научный сотрудник УНЦПИ и ППНПК МПГУ, профессор кафедры русского языка, д. фил.н., профессор). В своих выступлениях они рассказали о работе одного из ведущих структурных подразделений МПГУ – Институте филологии: об образовательных программах, реализуемых на базе Института; об актуальных научных проектах Института и Университета.
Эмоционально и живо польские преподаватели восприняли Круглый стол на тему «Анна Ахматова и Польша», модератором которого стала Е.Г. Чернышева, а ведущим – О.И. Федотов (профессор кафедры русской классической литературы МПГУ, д.фил.н.).
Большую аудиторию собрала лекция С.М. Колесниковой, посвященная современным направлениям анализа языка. Кроме того, на семинарах докладчика польские педагоги смогли научиться использовать лингвистические игры как способ овладения значением слова, а также познакомились с особенностями использования когнитивного подхода в процессе обучения русскому языку как иностранному.
Основные понятия, принципы и стратегические направления методики преподавания русского языка и русского языка как иностранного были освещены в семинарах, лекциях-диалогах и тренингах О.Н. Левушкиной (руководитель Центра русского языка и культуры имени А. Ф. Лосева Института филологии МПГУ, профессор кафедры методики преподавания русского языка, д. пед. н.). Особый акцент был сделан на особенностях реализации лингвокультурологического подхода в методике преподавания русского языка как иностранного.
Интерес слушателей вызвали мастер-классы А.В. Григорьева (профессор кафедры общего языкознания, д. фил.н.), в ходе которых особое внимание было уделено вопросам изучения истории языка, современным игровым технологиям и роли данного вида методической работы в процессе обучения русскому языку как иностранному.
Учителя с большим интересом участвовали в мастер-классах О.И. Фетодова, посвященных русской поэзии, анализу специфики стихотворной речи, а также практическим вопросам написания школьных сочинений.
Большое практическое значение для слушателей методических мероприятий имела лекция-диалог М.В. Сарапас (зам.директор Института филологии МПГУ, доцент, к.фил.н.), посвященная истории русской азбуки. М.В. Сарапас показала необходимость обращения к истории языка, к вопросам возникновения письменности как одним из важнейших в обучении русскому языку как иностранному.
На мастер-классах Е.Г. Чернышевой в живом диалоге искались ответы на вопросы о том, почему современные дети мало читают и как их вовлечь в этот вид деятельности, не только мотивировать школьников, но и сформировать навыки функционального чтения и понимания текста, как использовать методический потенциал учебников и учебных пособий, электронных образовательных ресурсов. Ведущая сориентировала педагогов в репертуаре современных педагогических технологий (театрализация, музейная педагогика и т.д.).
Почетным гостем и участником научно-методического диалога стала Людмила Гавриловна Шипелевич, президент Польской ассоциации учителей и преподавателей русского языка, член президиума МАПРЯЛ, профессор Варшавского университета.
В завершении методических мероприятий была проведена спич-сессия, участниками которой стали Александр Александрович Додонов, заместитель руководителя Российского центра науки и культуры в Варшаве, директор курсов русского языка; руководство Института филологии МПГУ; представители польского педагогического сообщества. Всем участникам семинаров, лекций, тренингов и мастер-классов были вручены соответствующие Сертификаты.
В финале мероприятий был награжден победитель Международного методического конкурса «Аксиологический урок русского языка» Дыянкевич Камил, учитель русского языка (г. Лодзь), а также вручены призы Павловска Малгожата, организатору Всепольского конкурса Русской песни в г. Лодзь; Кристине Яновне Канцевич, методисту Центра повышения квалификации учителей; Елене Константиновне Макаревич, учителю лицея им. Св. Станислава Костки.