На скорую руку


Кто остановит архитектурный конвейер в СПб?

На скорую руку
Сколько надо времени, чтобы разработать уникальный архитектурный проект? Во времена золотого века петербургской архитектуры на это могли уйти годы. Прогресс упростил техническую часть архитектурного проектирования. Всё, что вычерчивалось карандашом, вымерялось линейкой, циркулем, транспортиром, теперь делает компьютерная программа. Но компьютер не может заменить талант архитектора или ускорить рождение идеи-шедевра. В XXI веке, как и в XVIII-м, архитектору надо вынашивать каждую деталь облика уникального здания внутри себя. Другого пути нет. Архитектура – искусство. Искусство нельзя поставить на конвейер.

«Творчество» на потоке

Это правило действует везде и всегда. Но в Петербурге есть фирма, которая опровергает очевидное. Она называется архитектурная студия «Проектная культура». При численности сотрудников порядка 40 человек, из которых далеко не каждый имеет отношение к архитектурному творчеству, студия ежегодно выдает на-гора более десятка крупных проектов.

О творчестве на таком потоке могут говорить лишь безнадежные оптимисты. Даже флагманские здания от «Проектной культуры» вызывают много недоумения в профессиональной среде и у обычных петербуржцев. Достойную Петербурга архитектурную новизну в них найти трудно. Сплошь и рядом – неестественное смешение решений и стилей. Смотришь и понимаешь, ты это уже видел не один раз.

Гордость «Проектной культуры», новое здание санатория в Сестрорецке на ул. М. Горького справедливо называют «лечебницей в Макдональдсе» - знакомые арки словно подпирают корпус типовой поликлиники. Дом на Б.Пушкарской – клон новой сцены Мариинского театра. Дом на Тельмана 37 – апофеоз архитектуры «жилых муравейников», заполонившей окраины Петербурга. Так – во всем, к чему касаются «скорые на руку» архитекторы.

Рынок с одним продавцом

В рыночной экономике принято верить, что спрос рождает предложение. Поток заказов в «Проектной культуре» продолжает расти. В архитектурную студию обращаются крупнейшие строительные компании Петербурга. Большинство проектов в сегменте элитной застройки заказывается в «Проектной культуре». Значит, архитектурная студия дает именно то, что ждут от нее строительные компании, что от строительных компаний ждут петербуржцы?

Что-то подсказывает - в данном случае мы сталкиваемся не с рыночной экономикой.

В.А. Григорьев, бывший владелец «Проектной культуры», ныне занимает должность главного архитектора Санкт-Петербурга. Он сегодня решает, что строить в городе, а что нет, и по неизвестным для широкой публики причинам отдает предпочтение архитектурным разработкам «Проектной культуры».

Что это за причины? В строительных компаниях Петербурга есть люди, которые говорят, что В.А. Григорьев остается теневым владельцем «Проектной культуры». Он заинтересован, чтобы через архитектурное бюро проходило как можно больше проектов. Способствует этому своим должностным положением.

Мало ли, кто и что говорит? Досужие домыслы надо проверять, поэтому важнее, кто и кого слышит. До городских инстанций, которые вправе проводить проверки, кулуарные голоса городских строителей, похоже, не доносятся.

Рынок архитектурного проектирования в Петербурге всё больше походит на рынок с одним продавцом. Торгуй – не хочу. Сбывай дурной товар. Цену никто не собьёт!

Вопросы без ответов

Не слышать, молчать – самое простое в данной ситуации решение. Так спокойнее и безопаснее. Возможно, даже тех, кто должен слышать и говорить в силу занимаемой должности – для руководителей города, правоохранителей, представителей ФАС и ФНС.
Но молчать – значит, подленько смириться с совестью, согласиться с собственным нежеланием или бессилием что-либо изменить. Вопросы должны быть заданы, даже если они останутся без ответов:

- Почему проекты строительства утверждаются главным архитектором – председателем КГА единолично? Это расширяет поле для злоупотреблений. Почему данный вопрос не поднимают ни руководители города, ни депутаты Законодательного Собрания?

- Почему руководители города или правоохранительные органы не проводят проверку по признакам возможного злоупотребления должностными полномочиями со стороны главного архитектора СПб всвязи с деятельностью ООО «Проектная культура»?

- Почему ФАС не интересуется, за счет чего, за счет каких объективных конкурентных преимуществ ООО «Проектная культура» сегодня занимает практически монопольное положение в сегменте архитектурного проектирования самых дорогих объектов недвижимости?

- Почему ФНС не интересуется, что оборот ООО «Проектная культура» (по данным Росстата - порядка 300 млн. руб. в год) выгладит невыполнимым при штате в 40 сотрудников? Как «Проектная культура» привлекает к работе дополнительных архитекторов? Оформляются ли договоры? Выплачиваются ли ЕСН и НДФЛ с доходов привлеченных сотрудников?

- Почему деятельность архитектурного конвейера при главном архитекторе, которая объективно вредит облику Петербурга, ни разу не освещалась в официальных СМИ администрации города?

Ждать, что эти вопросы когда-нибудь зададут строители, в сложившемся порядке вещей бессмысленно. Найдется ли в городе беспристрастное должностное лицо, которое возьмется прояснить хотя бы часть перечисленных вопросов?