Нематериальные активы (НМА) — что это, примеры, как учитывать


Помимо имущества и недвижимости в собственности компании могут быть и нематериальные активы (НМА). Подробнее о том, что признается НМА, и как они учитываются

Нематериальный актив — это нематериальный объект, которым владеет компания. Сам актив может быть представлен на физическом носителе. Например, программное обеспечение на флешке или жёстком диске. При этом диск не является НМА, а вот разработка на нём — да.

Помимо отсутствия материально-вещественной формы актив признаётся нематериальным при соблюдении следующих условий:

Актив используется при производстве и продаже товаров, предоставлении услуг, либо для использования в целях удовлетворения нужд НКО.

Объект будет использоваться компанией более 12 месяцев.

При использовании актива в деятельности предприятия он может приносить финансовую выгоду. Причём право компании на получение этой выгоды подтверждено необходимыми документами.

Актив выделен в самостоятельную единицу.


Важно отметить, что объект должен не просто соответствовать одному из признаков, а обладать всеми признаками одновременно. Только тогда его можно признать к учёту как нематериальный актив.

Примеры НМА
К НМА можно отнести интеллектуальную собственность компании, например:

Собственное разработанное ПО.

Товарные знаки.

Сконструированные модели или изобретения.

Произведения науки, искусства, литературы.

Деловую репутацию организации.


При этом к НМА не относятся незавершённые и незаконченные НИОКР, а также работы, которые привели только к отрицательному результату. Интеллектуальная собственность сотрудников компании также не признаётся НМА.
Подробнее можно прочитать в статье Scloud - https://www.audit-it.ru/cblogs/scloud/1094200.html