НО ТЦА поможет развивать конкуренцию в регионах


НО ТЦА приняло участие в семинаре «Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации», организованном для представителей регионов Аналитическим центром при Правительстве РФ совместно с Агентством стратегических инициатив.

НО ТЦА поможет развивать конкуренцию в регионах
НО ТЦА приняло участие в семинаре «Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации», организованном для представителей регионов Аналитическим центром при Правительстве РФ совместно с Агентством стратегических инициатив. Представители НО ТЦА познакомили участников с основными этапами внедрения публичного технологического и ценового аудита на региональном уровне.

В рамках семинара «Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации» обсуждались вопросы развития конкуренции на значимых рынках субъектов РФ. Мероприятие было организовано, чтобы наметить пути реализации распоряжения Правительства РФ «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Федерации» (от 5 сентября 2015 года №1738-р). В семинаре приняли участие руководители региональных министерств и департаментов экономического развития, представители Агентства стратегических инициатив, Всемирного банка, НО ТЦА.

Одним из основных инструментов развития конкуренции в регионах является технологический и ценовой аудит. Распоряжение предписывает главам регионов обеспечить проведение ТЦА инвестиционных проектов субъектов естественных монополий, в рамках техаудита должен также обеспечиваться учет мнения потребителей в отношении тарифного регулирования.

В соответствии со Стандартом конкуренции, в регионах будут созданы коллегиальные органы (Советы по конкуренции при главах администраций всех субъектов РФ), куда предписано включать представителей Национального объединения Технологического и Ценового Аудита. В рамках семинара в Аналитическом центре при Правительстве РФ член Правления НО ТЦА Борис Ярышевский рассказал о возможностях этого механизма и готовности Национального Объединения включиться в работу по ключевым направлениям деятельности, обозначенным Правительством РФ, – развитию конкуренции и внедрению механизма ТЦА.

«Создание на региональном уровне коллегиальных органов по конкуренции, которые работают непосредственно с главами субъектов РФ – это необходимый шаг для внедрения нового механизма развития конкуренции на естественно-монопольных рынках. У нас накоплен богатый опыт в части взаимодействия с естественными монополиями и мы готовы делится лучшими наработками в сфере техаудита», - отметил член Правления НО ТЦА Борис Ярышевский.

Публичный технологический и ценовой аудит – это возможность для государства, в лице федеральных и региональных органов исполнительной власти, компаний с государственным участием и субъектов естественных монополий, получить независимую консультацию по вопросам повышения эффективности инвестиционной деятельности. ТЦА помогает сделать вывод о целесообразности реализации проекта, оптимизировать технологические решения, избежать завышения смет и проконтролировать нецелевое расходование средств.

Национальное объединение в ближайшее время присоединится к работе Советов по конкуренции. На сегодняшний день отделения НО ТЦА открыты уже более чем в 10 регионах РФ, еще более чем с 20 ведется регулярное взаимодействие. В ряде субъектов РФ представители НО ТЦА активно работают в составе Межотраслевых Советов Потребителей при главах регионов и участвуют в разработке законодательства о ТЦА. «Нами накоплена значительная методическая база, которая поможет регионам в процессе внедрения механизмов технологического и ценового аудита. Для скорейшего внедрения ТЦА необходимо создание отдельного комитета в рамках Совета по конкуренции», - отметил Борис Ярышевский.

Для внедрения системы ТЦА в субъектах РФ, в первую очередь, требуется разработка регионального законодательства о техаудите, которое учитывало бы все недочеты, выявленные в федеральных нормативно-правовых актах. Далее, необходим выпуск акта Правительства субъекта о проведении технологического и ценового аудита проектов, реализуемых естественными монополиями и крупными региональными компаниями, а также контроль на всех этапах реализации проектов (обоснование инвестиций, проектирование, строительство, сдача в эксплуатацию). «Практику проведения ТЦА необходимо распространить на муниципалитеты и отдельные сферы экономики регионов, например, газо-, тепло-, водоснабжение и водоотведение и тд. Для этого также потребуется издание локальных нормативных актов», - отмечает Борис Ярышевский.

На сегодняшний день 30 субъектов РФ уже приняли собственные нормативные акты о ТЦА по аналогии с 382 Постановлением Правительства РФ. В их числе Республики Алтай, Бурятия, Тыва и Чувашия, Калининградская, Нижегородская и Тульская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа и многие другие. Пилотные проекты запустила и Кабардино-Балкарская республика. Наконец, Москва в настоящий момент с участием НО ТЦА готовит собственную нормативную правовую базу по технологическому и ценовому аудиту.

В данный момент на федеральном уровне происходит корректировка действующего законодательства о ТЦА с учетом обнаруженных пробелов, реальной ситуации в экономике и потребностей рынка. До конца 2015 года планируется внесение изменений в ряд нормативов в т.ч. основополагающий документ о техаудите ФЦП и ФАИП --Постановление Правительства РФ № 382-от 30 апреля 2013 года «О публичном технологическом и ценовом аудите». Изменения коснутся вопросов стоимости работ по ТЦА, порядка рассмотрения и учета результатов аудиторских заключений. Поправки будут способствовать развитию конкуренции и повышению эффективности инвестиций с государственным участием на федеральном и региональном уровнях.

Контакты:
Пресс-служба НО ТЦА, pr@texaudit.ru
Агламишьян Варвара, 8-916-950-7669

Справка
Некоммерческое партнерство «Национальное объединение технологического и ценового аудита» (НО ТЦА, www.texaudit.ru) создано для реализации задач по повышению эффективности расходов с государственным участием (в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике").
НО ТЦА ставит своей целью консолидацию усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, компаний с государственным участием, экспертных организаций и представителей экспертного сообщества для создания рынка технологического и ценового аудита, профессии аудитора, а также скорейшего внедрения механизма независимого публичного технологического и ценового аудита (ТЦА).
На сегодняшний день с использованием механизмов публичного технологического и ценового аудита в России реализованы проекты с рядом государственных компаний и корпораций, в том числе с ОАО «РЖД», ГК «Автодор», ОАО «Русгидро», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «Россети» и т.д. По итогам 2014 года, совокупная выявленная экономия от публичного технологического и ценового аудита этих «пилотных» проектов составила более 60 млрд. рублей.
Среди задач НО ТЦА – разработка национальных стандартов и стандартов организаций для проведения аудита, работа по совершенствованию нормативной правовой базы и требований к экспертным организациям, развитие компетенций и квалификаций специалистов, оказывающих услуги по технологическому и ценовому аудиту. Для реализации этих задач, НО ТЦА привлекает ведущие институты и отраслевых экспертов из крупнейших международных и отечественных компаний, представителей государственных учреждений. Президентом НО ТЦА является Анна Лупашко, эксперт Государственной Думы РФ, член Консультативного совета при Межведомственной комиссии Росфинмониторинга, эксперт Агентства Стратегических Инициатив.


TT
0