НО ТЦА приняло участие в семинаре «Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации», организованном для представителей регионов Аналитическим центром при Правительстве РФ совместно с Агентством стратегических инициатив. Представители НО ТЦА познакомили участников с основными этапами внедрения публичного технологического и ценового аудита на региональном уровне.
В рамках семинара «Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации» обсуждались вопросы развития конкуренции на значимых рынках субъектов РФ. Мероприятие было организовано, чтобы наметить пути реализации распоряжения Правительства РФ «Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Федерации» (от 5 сентября 2015 года №1738-р). В семинаре приняли участие руководители региональных министерств и департаментов экономического развития, представители Агентства стратегических инициатив, Всемирного банка, НО ТЦА.
Одним из основных инструментов развития конкуренции в регионах является технологический и ценовой аудит. Распоряжение предписывает главам регионов обеспечить проведение ТЦА инвестиционных проектов субъектов естественных монополий, в рамках техаудита должен также обеспечиваться учет мнения потребителей в отношении тарифного регулирования.
В соответствии со Стандартом конкуренции, в регионах будут созданы коллегиальные органы (Советы по конкуренции при главах администраций всех субъектов РФ), куда предписано включать представителей Национального объединения Технологического и Ценового Аудита. В рамках семинара в Аналитическом центре при Правительстве РФ член Правления НО ТЦА Борис Ярышевский рассказал о возможностях этого механизма и готовности Национального Объединения включиться в работу по ключевым направлениям деятельности, обозначенным Правительством РФ, – развитию конкуренции и внедрению механизма ТЦА.
«Создание на региональном уровне коллегиальных органов по конкуренции, которые работают непосредственно с главами субъектов РФ – это необходимый шаг для внедрения нового механизма развития конкуренции на естественно-монопольных рынках. У нас накоплен богатый опыт в части взаимодействия с естественными монополиями и мы готовы делится лучшими наработками в сфере техаудита», - отметил член Правления НО ТЦА Борис Ярышевский.
Публичный технологический и ценовой аудит – это возможность для государства, в лице федеральных и региональных органов исполнительной власти, компаний с государственным участием и субъектов естественных монополий, получить независимую консультацию по вопросам повышения эффективности инвестиционной деятельности. ТЦА помогает сделать вывод о целесообразности реализации проекта, оптимизировать технологические решения, избежать завышения смет и проконтролировать нецелевое расходование средств.
Национальное объединение в ближайшее время присоединится к работе Советов по конкуренции. На сегодняшний день отделения НО ТЦА открыты уже более чем в 10 регионах РФ, еще более чем с 20 ведется регулярное взаимодействие. В ряде субъектов РФ представители НО ТЦА активно работают в составе Межотраслевых Советов Потребителей при главах регионов и участвуют в разработке законодательства о ТЦА. «Нами накоплена значительная методическая база, которая поможет регионам в процессе внедрения механизмов технологического и ценового аудита. Для скорейшего внедрения ТЦА необходимо создание отдельного комитета в рамках Совета по конкуренции», - отметил Борис Ярышевский.
Для внедрения системы ТЦА в субъектах РФ, в первую очередь, требуется разработка регионального законодательства о техаудите, которое учитывало бы все недочеты, выявленные в федеральных нормативно-правовых актах. Далее, необходим выпуск акта Правительства субъекта о проведении технологического и ценового аудита проектов, реализуемых естественными монополиями и крупными региональными компаниями, а также контроль на всех этапах реализации проектов (обоснование инвестиций, проектирование, строительство, сдача в эксплуатацию). «Практику проведения ТЦА необходимо распространить на муниципалитеты и отдельные сферы экономики регионов, например, газо-, тепло-, водоснабжение и водоотведение и тд. Для этого также потребуется издание локальных нормативных актов», - отмечает Борис Ярышевский.
На сегодняшний день 30 субъектов РФ уже приняли собственные нормативные акты о ТЦА по аналогии с 382 Постановлением Правительства РФ. В их числе Республики Алтай, Бурятия, Тыва и Чувашия, Калининградская, Нижегородская и Тульская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа и многие другие. Пилотные проекты запустила и Кабардино-Балкарская республика. Наконец, Москва в настоящий момент с участием НО ТЦА готовит собственную нормативную правовую базу по технологическому и ценовому аудиту.
В данный момент на федеральном уровне происходит корректировка действующего законодательства о ТЦА с учетом обнаруженных пробелов, реальной ситуации в экономике и потребностей рынка. До конца 2015 года планируется внесение изменений в ряд нормативов в т.ч. основополагающий документ о техаудите ФЦП и ФАИП --Постановление Правительства РФ № 382-от 30 апреля 2013 года «О публичном технологическом и ценовом аудите». Изменения коснутся вопросов стоимости работ по ТЦА, порядка рассмотрения и учета результатов аудиторских заключений. Поправки будут способствовать развитию конкуренции и повышению эффективности инвестиций с государственным участием на федеральном и региональном уровнях.
Контакты:
Пресс-служба НО ТЦА, pr@texaudit.ru
Агламишьян Варвара, 8-916-950-7669
Справка
Некоммерческое партнерство «Национальное объединение технологического и ценового аудита» (НО ТЦА, www.texaudit.ru) создано для реализации задач по повышению эффективности расходов с государственным участием (в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике").
НО ТЦА ставит своей целью консолидацию усилий федеральных и региональных органов исполнительной власти, компаний с государственным участием, экспертных организаций и представителей экспертного сообщества для создания рынка технологического и ценового аудита, профессии аудитора, а также скорейшего внедрения механизма независимого публичного технологического и ценового аудита (ТЦА).
На сегодняшний день с использованием механизмов публичного технологического и ценового аудита в России реализованы проекты с рядом государственных компаний и корпораций, в том числе с ОАО «РЖД», ГК «Автодор», ОАО «Русгидро», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «Россети» и т.д. По итогам 2014 года, совокупная выявленная экономия от публичного технологического и ценового аудита этих «пилотных» проектов составила более 60 млрд. рублей.
Среди задач НО ТЦА – разработка национальных стандартов и стандартов организаций для проведения аудита, работа по совершенствованию нормативной правовой базы и требований к экспертным организациям, развитие компетенций и квалификаций специалистов, оказывающих услуги по технологическому и ценовому аудиту. Для реализации этих задач, НО ТЦА привлекает ведущие институты и отраслевых экспертов из крупнейших международных и отечественных компаний, представителей государственных учреждений. Президентом НО ТЦА является Анна Лупашко, эксперт Государственной Думы РФ, член Консультативного совета при Межведомственной комиссии Росфинмониторинга, эксперт Агентства Стратегических Инициатив.
НО ТЦА поможет развивать конкуренцию в регионах
30.09.2015
НО ТЦА приняло участие в семинаре «Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации», организованном для представителей регионов Аналитическим центром при Правительстве РФ совместно с Агентством стратегических инициатив.