Рэнкинг программ Executive MBA (EMBA) от Financial Times (FT), без сомнения, является одним из самых престижных и важных рэнкингов MBA в мире. Ежегодно осенью ведущие бизнес-школы мира с нетерпением ждут его публикации. Для них принципиально важно быть в этом списке – и чем выше, тем лучше.
Но какие выводы могут сделать студенты MBA, изучив самый важный глобальный рэнкинг MBA? Каким образом можно интерпретировать различные категории?
Профессор Барбара Штёттингер, декан WU Executive Academy, кратко проанализировала рэнкинг FT EMBA по случаю последней его публикации от 26 октября 2020 года.
В основе рэнкинга EMBA от Financial Times лежит детально продуманный процесс тщательного анализа 16 критериев, прежде всего, таких, как заработная плата и развитие карьеры выпускников, многообразие внутри бизнес-школы, а также исследования и КСО. Удельный вес каждого из критериев неодинаков, и большая часть данных (55%) – результаты сбора информации у выпускников. Все остальное, например, количественные данные об участниках, преподавателях, содержании программ и исследовательской деятельности (45%), предоставляется бизнес-школами.
Но какую информацию студенты MBA могут извлечь, изучив показатели по каждой из отдельных категорий, и можно ли получить интересные инсайты, доступные только со «второго взгляда»?
Какие бизнес-школы могут в первую очередь попасть в рэнкинг FT EMBA?
Чтобы стать претендентом для участия в рэнкинге от FT, бизнес-школа должна обладать аккредитацией AACSB или EQUIS. Более того, обучение по программе должно проходить в группах, состоящих из студентов, которые поступают и получают диплом вместе. Минимальное количество выпускников ежегодно - 30.
FT оценивает программы Executive MBA по следующим критериям:
• «Годовой доход сегодня» и «увеличение доходов»
Удельный вес каждого из критериев - 20%: первые два критерия, относящиеся к выпускникам, - это средняя зарплата через три года после выпуска и увеличение доходов по сравнению с периодом до обучения на MBA. При анализе уровня роста заработной платы учитываются как абсолютное увеличение, так и процентное увеличение по сравнению с зарплатой до MBA. Сумма конвертируется в доллары США.
ФАКТ: именно из-за этих критериев, составляющих 40% от общего рэнкинга, бизнес-школам из Европы и ЦВЕ становится все труднее конкурировать со своими азиатскими коллегами. На первый взгляд, это вполне логично. Но если присмотреться повнимательнее, получается, что, например, европейские школы не могут конкурировать с китайскими элитными университетами, выпускники которых говорят о более чем 100% повышении заработной платы, и, таким образом, сталкиваются с серьезным конкурентным недостатком, который очень трудно компенсировать даже при наличии превосходных результатов в других категориях. Таким образом, в отношении критерия «заработная плата» рэнкинг FT рисует слегка одномерную картину, поскольку определенное место в рэнкинге по этому показателю не обязательно отражает качество программы.
• «Карьерный рост»
Удельный вес критерия - 5%: при анализе карьерного роста учитываются трудовой стаж выпускника и размер компании, в которой он работает в течение 3-х лет после окончания программы, с аналогичными параметрами до обучения на МBA.
ФАКТ: см. «Опыт работы».
• "Опыт работы"
Удельный вес критерия - 5%: сюда относится соответствующий опыт работы выпускников до обучения на EMBA с учетом уровня занимаемых должностей, количества лет работы на каждой должности, размера компании и опыта работы за рубежом.
ФАКТ: участники вносят значительный вклад в качество программы MBA. Чем богаче их профессиональный опыт, тем больше от этого выигрывают их одноклассники, и наоборот.
• «Достигнутые цели»
Удельный вес - 5%: этот критерий исследует степень достижения целей, поставленных выпускниками перед поступлением на программу, или окупаемость EMBA.
ФАКТ: чем выше процент по этому критерию, тем выше вероятность для будущих студентов MBA, что программа оправдает их ожидания.
• «Женщины-преподаватели», «женщины-участницы» и «женщины-консультанты»
Удельный вес - 4% для первых двух категорий, 1% - для третьей: доля женщин среди преподавателей, студентов и членов консультативного совета.
Факт: если говорить о качестве программы MBA, многообразие – это один из ключевых критериев. Это относится не только к участникам и преподавателям, но и к составу консультативного совета.
• «Преподаватели с международным опытом» и «иностранные студенты»
Удельный вес каждого из критериев - 5%: по этим критериям оценивается многообразие преподавателей и студентов. В частности, рассчитывается процент преподавателей и участников, которые являются резидентами других стран (отличных от той, в которой проходит программа MBA).
ФАКТ: показателями качества преподавательского состава считаются не только наличие практического опыта каждого из докладчиков (помимо преподавательской и исследовательской деятельности), но и зарубежный опыт. Именно он позволяет знакомить студентов с особенностями различных национальных и международных рынков. То же самое относится и к составу класса: участники, обладающие богатым профессиональным и личным опытом, вносят незаменимый вклад в содержание программы. Это касается самых разных аспектов: отраслей, в которых участники заняты, функций, которые они выполняют, и культур, представителями которых они являются. Для качества программы это так же важно, как и опыт преподавателей. Чем выше оба процента, тем выше шансы узнать что-то новое.
• «Международный консультативный совет»
Удельный вес - 2%: критерий отражает процент членов консультативного совета, гражданство которых отличается от страны, в которой происходит основная часть обучения на программе MBA.
ФАКТ: Консультативный совет имеет большое значение, поскольку ему принадлежат важные решения при разработке программы. Консультативный совет, члены которого обладают значительным международным опытом, способствует созданию программы, отвечающей вызовам современного мира, в котором царят глобализация и диджитализация.
• «Количество учебных модулей за рубежом»
Удельный вес - 5%: критерий учитывает процент учебных часов, проведенных за пределами страны, в которой находится бизнес-школа.
ФАКТ: высокий процент по данному критерию свидетельствует о том, что студенты смогут приобрести богатый международный опыт в ходе обучения - участвуя в международных учебных поездках или посещая занятия в одном из зарубежных университетов-партнеров бизнес-школы. В целом, такие модули, как правило, включают в себя учебные занятия в местных университетах-партнерах и посещение компаний. Таким образом, участники могут ближе познакомиться с представителями местного бизнеса непосредственно в местах его локализации, пообщаться с топ-менеджерами и узнать много интересного об их опыте.
• «Языки»
Удельный вес - 1%: количество языков, необходимых для получения диплома.
ФАКТ: для получения диплома по большинству программ, перечисленных в рейтинге FT EMBA, как правило, нужен только один язык. Обычно этот язык - английский. Для обучения на некоторых программах требуются два языка. В описании программы под звездочкой может быть указано, что программа не полностью предлагается на английском языке.
• «Преподаватели с докторскими степенями» и «научный рэнкинг FT»
Удельный вес - 5% и 10% соответственно: оба критерия отражают качество исследований, проводимых в бизнес-школе. Помимо процента преподавателей, имеющих докторские степени, FT более внимательно изучает и учитывает количество статей, опубликованных преподавателями бизнес-школы в 50 наиболее значимых международных журналах. Конечный результат рассчитывается в соответствии с количеством преподавателей.
ФАКТ: качество исследований приносит непосредственную пользу студентам бизнес-школы: преподаватели не только могут включать информацию о самых последних результатах исследований в свои лекции, но и, будучи экспертами, представлять эти результаты в подходящей для студентов форме, что позволяет им легко применять полученные знания на практике. Таким образом, чем выше качество исследований, тем более современным можно считать содержание программы.
• «Уровень корпоративной социальной ответственности»
Удельный вес - 3%: в 2018 году в рейтинг FT EMBA был добавлен новый критерий - корпоративная социальная ответственность (КСО). Здесь FT учитывает пропорцию основных курсов, посвященных КСО, этике, а также социальным и экологическим вопросам.
ФАКТ: в течение многих лет программы MBA подвергались критике за то, что они фокусировались в основном на фактах и знаниях, не обеспечивая менеджеров навыками, необходимыми для ответственного руководства и осознания влияния своих действий. Чем выше рэнкинг программы MBA в этой категории, тем больше учебный план охватывает такие темы, как этика, устойчивое развитие и ответственное управление.
О чём рэнкинг программ Executive MBA от Financial Times может рассказать MBA-студентам
19.11.2020