Объекты транспортной инфраструктуры заинтересованы в применении искусственного интеллекта при досмотровых мероприятиях



Объекты транспортной инфраструктуры заинтересованы в применении искусственного интеллекта при досмотровых мероприятиях

Компания Hikvision приняла участие в юбилейной X Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму», которая проходила 14-16 сентября в Нижнем Новгороде. В рамках конференции представители вендора презентовали объектам транспортной инфраструктуры, системным интеграторам и проектным институтам новейшие решения для проведения досмотра багажа и грузов с применением искусственного интеллекта.
Интеллектуальный досмотр багажа
Специальный сервер анализа данных (анализатор) применяет в работе нейросетевые алгоритмы и обширную базу паттернов, с помощью которых рентгенотелевизионные установки (интроскопы), работающие в мультиэнергетическом режиме, получают возможность в автоматическом режиме выявлять опасные предметы по их форме и материалу. Уже сегодня алгоритмы глубокого обучения способны самостоятельно определять такие предметы, как оружие (включая его компоненты), ножи, зажигалки, аэрозольные баллончики, бутилированные жидкости, мобильные телефоны, ноутбуки, платы, батарейки и т.д. С помощью функций атомарного распознавания система также может определить тип вещества – например, жидкости (вода, краска, шампунь и другие). У оператора досмотрового пункта в том числе появляется возможность установить разрешенные и запрещенные к провозу или проносу предметы – в зависимости от выставленных настроек сервер будет реагировать только на выбранные объекты. Выбранные предметы будут отдельно подсвечиваться на мониторе оператора привлекая его внимание и одновременно отправляя сигнал тревоги при обнаружении объектов из списка.
К анализатору можно подключить не только интроскоп для записи рентгенограмм, но и камеры видеонаблюдения, установленные в зоне досмотра. В случае необходимости служба безопасности сможет быстро выяснить, кому именно из пассажиров принадлежит багаж.
Антон Голубев, руководитель управления по работе с ключевыми заказчиками, Hikvision Russia:
«Применение технологий искусственного интеллекта при досмотровых мероприятиях на объектах транспортной инфраструктуры – это эффективный способ снизить нагрузку на человека-оператора и сократить время прохождения контрольного пункта. Оператору не нужно вглядываться в каждый предмет, напоминающий по контурам запрещенный. За него это делает обученная нейросеть. Благодаря этому повышается качество и скорость досмотра багажа».
После выступления спикера Hikvision на секции «Железнодорожный транспорт» был поднят вопрос о том, как и насколько повлияет использование автоматизированных систем на уровень квалификации сотрудников служб обеспечения транспортной безопасности. По мнению Антона Голубева, штат этих служб, безусловно, сократится, но при этом потребуются специалисты нового уровня для управления этими системами и новые регламенты действий подразделений транспортной безопасности.
Необходимость использования интеллектуальных систем подтвердил начальник аналитического центра службы безопасности Московского метрополитена Геннадий Денисюк. По его словам, применение технологий искусственного интеллекта значительно повысит безопасность пассажиров метрополитена, который ежедневно перевозит более восьми миллионов человек. Без современных технологий, как отметил Геннадий Денисюк, невозможно уследить за таким количеством людей и оперативно выявить все угрозы безопасности.
С похожим тезисом выступил и советник генерального директора Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (АО НИИАС) Михаил Рябов. В ходе пленарного заседания он отметил, что стоит увеличить количество обязательных к применению модулей аналитики на объектах транспортной инфраструктуры, а также обсудить с участниками отрасли новые функции и задачи, которые можно передать искусственному интеллекту.
Сертификация 969 – актуальные проблемы
Одним из наиболее обсуждаемых вопросов на конференции стала тема сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности в соответствии с Постановлением Правительства РФ №969 от 26 сентября 2016 года. Согласно федеральному закону №16-ФЗ «О транспортной безопасности», с 1 января 2022 года системы безопасности, в том числе ранее установленные на объектах транспортной инфраструктуры, должны быть сертифицированы на соответствие требованиям 969-го постановления. Участники конференции широко обсуждали вопрос того, что делать с функциональным оборудованием, которое было инсталлировано до вступления в силу нормативных документов и еще может эффективно работать на объектах несколько лет.
Еще одна тема, которая вызвала высокий интерес аудитории в рамках деловой программы конференции, – актуальность действующей нормативной базы и то, насколько она учитывает наличие современных технологий и решений для анализа данных и обеспечения безопасности. Во время пленарного заседания конференции ее участники отметили, что ПП №969 учитывает только несколько интеллектуальных функций для обработки изображения, которые в настоящее время являются базовыми для большинства систем безопасности. Среди них – детекция вторжения в область, пересечения линии. Тогда как более расширенный функционал, который предоставляют решения на базе искусственного интеллекта, остаются за рамками документа, в то время как все большее количество объектов транспортной инфраструктуры при выборе решений отдают предпочтение именно интеллектуальному анализу данных (распознавание лиц, подсчет пассажиров, поиск по параметрам, измерение температуры и т.д.).
Многосторонний диалог
Большое количество положительных отзывов получил круглый стол по теме проектирования и строительства транспортных объектов. В ходе дискуссии обсуждалась тема масштабной цифровизации транспортной отрасли, начиная с момента проектирования объектов. В июле 2021 года министерство транспорта РФ опубликовало «Паспорт стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации», который, помимо прочего, затрагивает направление применения цифровых двойников объектов транспортной инфраструктуры. Эта работа подразумевает создание 3D-моделей всех ОТИ, разработки системы учета и планирования работ/затрат на проектирование, строительство, ремонт и содержание ОТИ. Основная цель данной инициативы – снижение расходов на транспортную инфраструктуру и предиктивная оптимизация обслуживания и ремонтных мероприятий. Направление в том числе затрагивает ряд аспектов применения на ОТИ средств обеспечения безопасности.
Антон Голубев, руководитель управления по работе с ключевыми заказчиками, Hikvision Russia:
«В настоящее время наблюдается определенный коммуникационный разрыв между участниками транспортной отрасли. В данном случае – между производителями и проектными институтами, которые не всегда оперативно получают необходимую информацию о современных трендах и технологиях, новинках оборудования. Соответственно, техническая модернизация объектов транспортной инфраструктуры идет медленнее.
Производители выступают своего рода “передовиками” отрасли, и именно они должны информировать всех участников процесса об изменениях на рынке, в том числе технологических. Наша сфера развивается очень быстро, поэтому крайне важен многосторонний диалог не только между производителем и конечным заказчиком (ОТИ), но и между производителем и проектными институтами, чтобы все были в курсе новых решений. Это важно для развития всей отрасли, создания безопасных и комфортных условий для перевозки пассажиров и грузов».