Один из дома Савойских в Большом собрании изящных искусств ASG


Осенью 2010 года в Большое собрание изящных искусств ASG поступил мужской портрет, атрибутированный экспертом аукционного дома Etienne de Baecque Тиной Бернартс как работа французской школы XVII века. Портрет был интерпретирован как изображение дворянина с фрезой. Таким образом, имя автора композиции и портретируемого известны не были.

Один из дома Савойских в Большом собрании изящных искусств ASG
Осенью 2010 года в Большое собрание изящных искусств ASG поступил мужской портрет, атрибутированный экспертом аукционного дома Etienne de Baecque Тиной Бернартс как работа французской школы XVII века. Портрет был интерпретирован как изображение дворянина с фрезой. Таким образом, имя автора композиции и портретируемого известны не были.

Герой произведения изображён в повороте вправо на тёмном фоне. Он носит усы и бородку эспаньолку. Одет в военные доспехи с белым воротником-«фрезой», а также крестом и Орденом Аннунциаты (Высший орден Святого Благовещения) на груди. Данный орден был учреждён в 1362 году Амадеем VI графом Савойским (1343 – 1383) как высший орден Савойского дома и Итальянского Королевства. Первоначально в орден входило всего пятнадцать рыцарей по числу радостей Девы Марии. Жизнь их определялась религиозными правилами, были предусмотрены особые процедуры посвящения, похорон и завещания имущества. Рыцари были обязаны всегда носить знаки ордена и не состоять в других орденах. В 1433 году было предусмотрено изгнание из ордена, которому подвергались братья, совершившие проступки против чести, честности и лояльности. С 1518 года число рыцарей установлено в количестве 20 человек. Претенденты должны были иметь знатность происхождения минимум в пятом поколении. Все они являлись сенаторами, никто был не властен над ними, кроме суверена. Они освобождались от налогов.

Знаком ордена являлась шейная цепь, состоящая из «савойских узлов», перемежающихся розами и надписью «FERT» (девиз Савойского дома «Fortitudo ejus Rhodium tenuit» (рус. «Его храбрость спасла Родос»). К цепи крепился золотой знак ордена – три переплетенных «савойских узла». Происхождение роз как звеньев цепи связывают с золотой розой, которую папа Урбан V вручил графу Амедео VI в 1344 году. Роза символизировала девство Марии.

Первоначально цепь ордена была простой работы: золотой обруч, состоящий из двух закругленных пластин, которые застегивались сзади на шее с помощью крючка, на этих двух пластинах были отчеканены четыре надписи «FERT». Спереди, на груди располагался знак ордена, который мог иметь вариации – по вкусу обладателя к нему могли быть добавлены изображения крестов, цветов и других символов. В 1518 году герцог Карл III Добрый добавил на подвеску сцену Благовещения.

Кавалеры ордена Аннунциаты из Савойского рода автоматически становились кавалерами Большого креста ордена Святых Маврикия и Лазаря. Данный орден был учреждён в 1572 году путём объединения Рыцарского ордена Святого Маврикия и Ордена помощи прокажённым Святого Лазаря. Папа Григорий XIII выпустил буллу, согласно которой от навечно даровал Эммануилу Филиберту Савойскому (1528 – 1580) и его приемникам династическое право на этот орден от рождения.

Орден Святого Лазаря был основан крестоносцами около 1119 года, когда в Иерусалиме открылась лечебница для больных проказой. Рыцари ордена защищали христианских паломников на Святой земле, а также лечили прокажённых. Многие из рыцарей страдали от этого заболевания. После осады Акры в 1291 году многие рыцари ордена бежали из Иерусалима и Египта во Францию, а в 1311 году в Неаполь. В XVI веке могущество ордена заметно уменьшилось. При папской поддержке в 1572 году герцог Эммануил Филиберт Савойский стал Великим Магистром ордена.

Орден Святого Маврикия учреждён Амадейем VIII Савойским (Миролюбивым) в 1434 году во время его пребывания в замке Рипайль близ города Тонон-ле-Бен. Герцог Савойский пожелал удалиться сюда после отречения от престола со своими боевыми товарищами. Орден был назван в честь христианского мученика Маврикия – предводителя Фивейского легиона.

В 1572 году ордена Святого Лазаря и Святого Маврикия были объединены и превратились в династический орден Савойского дома. Ордену было поручено защищать Папский Престол, итальянские земли, а также оказывать помощь больным.

На полотне из Большого собрания изящных искусств ASG портретируемый изображён с Орденом Аннунциаты и Большим крестом ордена Святых Маврикия и Лазаря, а значит он является представителем Савойского дома. Художник, написавший портрет, несколько стилизовал и упростил изображение Ордена Аннунциаты. Он придал ему обобщённый, но узнаваемый вид – мы видим «три савойских узла» и надпись «FERT» на пластине цепи, однако живописец отказался от сцены Благовещения по центру ордена.

Изображённый на портрете одет в военные доспехи и модный в XVII веке небольшой воротник «мельничный жернов» с кружевными зубчиками (итал. «punto in aere», рус. «стежки в воздухе»). Самым ярким представителем Савойской династии в XVII столетии был Карл Эммануил Великий (1562 – 1630) – 11-й герцог Савойи и князь Пьемонта с 1580 года, маркграф Салуццо с 1601 года, граф Аосты, Морьены и Ниццы с 1580 года, титулярный король Кипра, Иерусалима и Армении. Несмотря на то, что герцог был маленького роста и горбат, он был прекрасно образован и обладал хорошей физической подготовкой. Современники наделили его прозвищем «Горячая голова» или «Герцог-грабитель» (итал. «Duca ladrone») за свою агрессивную внешнюю политику и участие в многочисленных войнах. Герцог всячески стремился расширить личные владения. В 1601 году он аннексировал маркграфство Салуццо, безуспешно участвовал в войне за мантуанское наследство (1628 – 1631) и претендовал на французский престол (герцог был сыном Маргариты Французской). Он намеревался возглавить Сербское государство и освободить балканских христиан из-под власти Османских султанов. Карлу Эммануилу было предложено принять православие, но у герцога не хватило денежных средств на организацию восстания. В конце июля 1630 года в Савильяно во время второй Война за монферратское наследство герцог умер от инсульта.

Придворным живописцем Карла Эммануила Великого был голландец по происхождению Ян Крак (1540 – 1607). Он исполнил несколько портретных изображений ещё молодого герцога, впоследствии повторенных большое количество раз его учениками и последователями. Уже после смерти герцога в 1632 – 1637 годах его портрет написала Джованна Гарцони (1600 – 1670). Ныне он хранится в Королевском дворце Турина. Данная работа была написана художницей по одному или нескольким сохранившимся изображениям герцога, исполненным ранее Краком.

Джованна Гарцони – итальянская художница эпохи Барокко. Она начала как мастер религиозной, мифологической и аллегорической живописи, но прославилась своими ботаническими композициями, написанными темперой и акварелью. Её работы ценились за высокую натуралистическую достоверность и точность в воспроизведении фактуры предметов натюрморта.

Гарцони родилась в Асколи-Пичено (регион Марке). До 1615 года она обучалась в мастерской своего дяди Пьетро Гайя – ученика Якопо Пальмы Младшего (около 1548 – 1628). Первый крупный заказ на иллюстрированный гербарий художница получила в Риме в 1616 году от химика Джованни Ворвино.

Гарцони прибывала при дворе Медичи во Флоренции между 1618 и 1620 годами. Здесь она познакомилась с Артемизией Джентилески (1593 – около 1653). В 1620 году Джованна перебралась в Венецию, где написала святого Андрея для церкви Ospedale degli Incurabili. В Венеции художница обучалась в школе каллиграфии Джакомо Роньи. Вскоре вышло проиллюстрированное ею издание по каллиграфии с изображениями птиц, цветов и насекомых под названием Libro de'caratteri Cancellereschi Corsivi.

В 1630 году Гарцони работала в Неаполе по заказам герцога де Алькалы, а в 1631 году вернулась в Рим. Однако пребывание художницы в Риме было недолгим. Благодаря настойчивости Марии Кристины Французской (1606 – 1663) Гарцони в 1632 году прибыла в Турин на службу к герцогам Савойским в качестве миниатюристки. Художница работала здесь до 1637 года, в том числе и как портретистка. Гарцони редко писала портреты, сохранилось лишь несколько образцов этого жанра. Считается, что в Турине в 1635 году она исполнила портретную миниатюру эфиопского путешественника Зага Криста (около 1616 – 1638) по его собственному заказу в качестве подарка французскому двору.

В том же 1635 году Гарцони написала портрет жены Карла Эммануила – Каталины Микаэлы Австрийской (1567 – 1597), а также их второго сына Виктора Амадейя I (1587 – 1637) – герцога Савойского, принца Пьемонта, маркиза Салуццо, Аосты, Морианы и Ниццы, номинального короля Кипра и Иерусалима с 1630 по 1637 годы.

Виктор Амадей Савойский провёл детство при испанском дворе в Мадриде. После смерти своего старшего брата Филиппа Эммануила, Виктор Амадей стал наследным принцем. 21 января 1607 года в Раккониджи по требованию отца двор присягнул герцогу на верность

Из-за кризиса в отношениях с Испанией и сближения Карла Эммануила Савойского с французами, Виктора Амадейя решено было женить на сестре Людовика XIII Марии Кристине Французской. Просить руки невесты отправились кардинал Маурицио Савойский (1593 – 1657) и епископ Женевы Франциск Сальский (1567 – 1622). Бракосочетание состоялось 10 февраля 1619 года, в день, когда Кристине исполнилось тринадцать. Виктор Амадей Савойский, выросший в Испании, был глубоко верующим человеком, не разделявшим праздного, светского образа жизни жены, воспитанной во фривольной обстановке французского двора.

Виктор Амадей стал герцогом в 1630 году. Захватническая политика его отца вызвала большую нестабильность в отношениях с Францией и Испанией. Карл Эммануил участвовал в войне за наследование Мантуи и Монферраты. Эти земли по-прежнему принадлежали Карло I Гонзага (1580 – 1637) и Виктор Амадей нуждался в сильной армии. Для набора наёмников у него не было средств, и он решил сосредоточиться на военной подготовке собственной пьемонтской армии. Он приказал усилить артиллерию, которая со временем превратилась в одну из самых сильных в Европе, в том числе благодаря открытию специальной школы для артиллеристов. За семь лет своего правления герцог Савойский успел организовать войско в 20 000 человек.

Герцог открыто выступал на стороне Франции против Испании. 5 – 7 апреля 1631 года был заключён Кераскский мир, по которому герцогство получило от Монферраты денежную компенсацию, города Трино, Альба и Пинероло. При этом согласно секретному пункту соглашения, они были переданы Франции. Французы, в свою очередь, обещали посодействовать переходу Женевы в руки герцога.

После рождения наследника (Людвига Амадея) герцог решил увеличить территории своих земель и присвоил себе титул короля Кипра, как потомок Лузиньяны. Однако его не поддержал в этом ни один европейский правитель.

Под покровительством кардинала Ришелье Виктор Амадей попытался создать антииспанскую лигу в Италии. Он успешно провёл несколько военных операций в 1636 – 1637 годах, нанеся поражение испанцам при Момбальдоне.

Вечером 25 сентября 1637 года французский герцог Шарль де Креки-Бланшфор предложил Виктору Амадейю роскошный обед, после которого многие из гостей почувствовали себя плохо. Герцог Савойской, находясь в тяжёлом состоянии, был отправлен в Турин, где умер из-за пищевого отравления. 7 октября регентом при сыне была назначена его жена. Виктор Амадей I Савойский был похоронен в часовне собора Дуомо ди Верчелли, рядом с гробницами Карла I, Карла II и Иоланды Французской.

Сохранилось несколько детских портретов Виктора Амадейя. Практически все они написаны придворным художником его отца Яном Краком. В нашей статье мы приведём портрет молодого герцога работы Крака, проходивший на итальянском аукционе Blindarte 20 мая 2008 года[4].

Мало дошло до нас портретов герцога в зрелом возрасте с авторской атрибуцией. В 1635 году французский мастер Шарль Дофин (1615 – 1677) написал его парадный портрет на коне. Семейный портрет Савойских с наследниками исполнил последователь малоизвестного итальянского художника Франческо Джаджу [5].

Самым известным изображением герцога является уже приведённый нами выше портрет Джованны Гарцони 1635 года. В нём ощущается влияние на художницу манеры Яна Крака. Не случайно мы упомянули о том, что посмертный портрет Карла Эммануила Великого Гарцони исполнила, опираясь сразу на несколько его портретов кисти Крака. Художница специализировалась на натюрмортах и ботанических зарисовках, а не на портретном жанре. Поэтому, когда её пригласили ко двору Савойских герцогов как портретистку, при создании собственных композиций она выбрала ориентиром для подражания работы своего голландского предшественника. В портретной живописи Гарцони применяла все характерные для Крака приёмы: погрудный формат, поворот в три четверти, взгляд, обращённый на зрителя, тёмный нейтральный фон, тщательно прописанные элементы костюма и статусные регалии – ордена и ювелирные украшения.

Данный портрет Гарцони в дальнейшем неоднократно повторялся. Причём многие из этих повторов сейчас проходят без авторской атрибуции. Лучший из них, по уровню мастерства, был продан на аукционе Christie’s 15 октября 2019 года. Эксперты атрибутировали его пьемонтской школой XVII века. Остальные четыре портрета, аналогичные данному, также проходили на аукционных торгах под авторством «неизвестного художника». Их датировки во всех случаях неверны и варьируются в диапазоне с 1619 по 1630 годы. Хотя известно, что Гарцони прибыла ко двору Савойских герцогов в 1632 году, а портрет Виктора Амадейя I написала в 1635.

Вероятно, все эти портретные изображения были исполнены в мастерской Гарцони её учениками после 1635 года. Есть ещё целый ряд портретных изображений герцога Виктора Амадейя I, написанных в этой же мастерской. Их иконография отличается от портрета Гарцони 1635 года. Все они атрибутируются сегодня пьемонтской школой XVII века, кроме одного, продававшегося на аукционе Sotheby’s 26 апреля 2001 года, как работа последователя Джованны Гарцони.

Атрибуция данного портрета последователем художницы выглядит не совсем убедительной, поскольку Гарцони умерла в 1670 году. К этому моменту герцога Виктора Амадейя I не было в живых уже 33 года и создавать его портреты последователям художницы было неактуально. Помимо данной композиции мы выявили ещё 10 идентичных портретов Виктора Амадейя, атрибутированных либо как работы неизвестных мастеров, либо пьемонтской школой XVII столетия. Работы отличаются в деталях. Во всех случаях герцог облачён в военные доспехи. На груди – орден Аннунциаты, а на некоторых – и Большой крест ордена Святых Маврикия и Лазаря. На одних портретах Виктор Амадей изображён в белом отложном воротнике, на других – в «мельничном жернове». Для всех портретов живописцы выбирают подгрудный формат и тёмный нейтральный фон. Герцог внимательным и напряжённым взглядом смотрит на зрителей. В нашем исследовании мы приведём только несколько из этих портретов, а на остальные оставим ссылку [6].

Все эти портреты создавались в мастерской Гарцони, как и изображение герцога с аукциона Sotheby’s 2001 года. Во всех ощущается влияние живописи Яна Крака. Большинство портретов имеет датировку XVII веком. Как и предыдущая серия портретов герцога многие изображения здесь так же неверно атрибутированы промежутком с 1610 по 1625 годы. Лишь один из портретов датируется 1635 годом [9]. Вероятно, в период c 1632 по 1637 годы придворной портретисткой Джованной Гарцони был написан портрет Виктора Амадейя I в военных доспехах и с орденом Аннунциаты, с которого в дальнейшем её ученики исполнили множество изображений герцога в собственной интерпретации, изменяя детали его облачения. Все эти портреты создавались по заказам многочисленных представителей именитого рода Савойских для их резиденций на юго-востоке современной Франции и севере Италии. Несомненно, в череде этих портретов находилось и полотно из Большого собрания изящных искусств ASG с изображением Виктора Амадейя I. Его мы также относим к мастерской Джованны Гарцони. Датировка портрета после 1632 года обусловлена тем, что, начиная именно с этого времени, художница состояла на службе Савойского дома. По элементам облачения портрету герцога из собрания ASG ближе всего работа из Замка Алье в Турине. Кроме этого близка ему и композиция с туринского аукциона Aste Bolaffi от 25 сентября 2013 года (лот 1255). На этом аукционе продавалась живопись и мебель Савойских герцогов из частных собраний.

Герцог Виктор Амадей I – один из достойнейших представителей рода Савойских. Встав во главе герцогства, он неустанно трудился над укреплением его благосостояния, наращиванием военной мощи и расширением территорий. Примечательно, что в качестве придворного мастера он избрал женщину – Джованну Гарцони, что говорит о прогрессивности и широте его взглядов – не каждый мужчина в те времена заказывал свои портреты у женщины-художницы, боясь поставить под сомнение свою мужественность. Творчество Гарцони вызывает интерес не только своей редкой природой, – признанная художница в целом необыкновенное явление для XVII столетия, – но и масштабом дарования. Ей прекрасно удавались как натюрмортные композиции, так и портреты. Она, как и любой придворный живописец, обладала обширной мастерской, благодаря работе которой, были созданы многочисленные портреты герцога. Сегодня большинство из них атрибутировано пьемонтской школой XVII века без упоминания имени Гарцони, однако именно портрет её работы вдохновил и послужил первоисточником для всех этих композиций.

Булгакова Алина
Источник: МИА



asg
0