«Одинаково разные»: программа социальной и языковой адаптации детей-мигрантов


В Калужской области уже более трёх лет успешно работает и развивается проект «Одинаково разные». Его цель – помочь детям с миграционным опытом в языковой и социальной адаптации в школьной среде, в которой все учащиеся имеют одинаковые образовательные возможности.

«Одинаково разные»: программа социальной и языковой адаптации детей-мигрантов
В Калужской области уже более трёх лет успешно работает и развивается проект «Одинаково разные». Его цель – помочь детям с миграционным опытом в языковой и социальной адаптации в школьной среде, в которой все учащиеся имеют одинаковые образовательные возможности.

Попадая в новую, непонятную и оттого часто пугающую среду, ребенок-инофон (носитель иностранного языка и соответствующей языковой картины мира) не может раскрыть свои навыки, почувствовать мотивацию к обучению и общению с русскоязычными сверстниками. Учителя также оказываются не готовы, ведь и без того насыщенная школьная программа не рассчитана на детей, плохо понимающих русский язык. Соответственно, и помощь в такой ситуации должна быть направлена как на учащихся, так и на педагогов.

Идея проекта зародилась в небольшом городке Белоусово Калужской области. Учитель английского языка и математики Никита Савостиков и учитель немецкого языка Надежда Соколова (оба – участники программы «Учитель для России») столкнулись с трудностями подачи образовательного материала, т. к. треть их учеников были детьми-инофонами. Причём учителя рассматривали эту проблему в гораздо более широком спектре: невозможность таких детей получить качественное школьное образование не даёт им впоследствии поступить в вузы и получить квалифицируемую профессию. Неравенство на рынке труда начинается с неравенства в школе.

Тогда учителя при поддержке директора и запустили волонтёрскую инициативу «Одинаково разные», которая заработала в формате школы выходного дня. Все желающие могли прийти по субботам в школу, где для них было придумано несколько блоков: ученики сами записывали подкасты о своей родине, рассказывали о своей жизни до миграции в Россию, проводили космические квесты (как тут не вспомнить, что Калуга – родина Циолковского). В такой творческой среде снималась зажатость и неуверенность ребят в общении. Также в школе выходного дня проводились индивидуальные консультации по учебным дисциплинам.

Проект «Одинаково разные» получил поддержку министра образования Калужской области и за три года вырос до масштабной образовательной региональной программы. Сейчас она уже охватывает 10 школ региона и 600 детей. Организаторами и вдохновителями этой очень важной программы для сотен школьников и учителей являются Ирина Белоусова – руководитель и выпускница III набора «Учитель для России» и Анна Тер-Саакова – координатор экспертной группы по РКИ, эксперт в области миграции, организатор четырёх всероссийских семинаров по обучению и интеграции детей с миграционным опытом.

Помощь теперь оказывается не только детям. Для учителей проект предлагает обширную образовательную программу: курсы повышения квалификации, регулярное методическое сопровождение, грантовую поддержку, учебные и методические материалы для проведения занятий. Учителя, прошедшие обучение по программе «Одинаково разные», получают надбавку к зарплате.

Анна Тер-Саакова, эксперт проекта: «Суть нашей работы – это подготовка учителей, которые уже давно работают в этих 10 школах, к ведению регулярных занятий с детьми во внеурочное время. Зовём коллег, которые могут не только обучить учителей конкретным навыкам, но и поговорить об их восприятии себя и "другого", об инаковости их учеников и учениц, о возникновении стереотипов и о буллинге. То есть мы не работаем с небольшим количеством детей, а сразу переучиваем учителей со стажем, которые работают с огромным количеством разных детей.

Школы, в которых есть дети мигрантов, часто в других регионах слышат что-то вроде этого: "У вас есть дети-инофоны, которые портят нам статистику, поэтому ваша школа в общем рейтинге неуспешна!". А в нашем случае статус школ повысился, значит, внутри этой системы образования они имеют возможность претендовать на разные бонусы. Пока система образования есть и она вот такая, это кажется оптимальным вариантом для первого шага. Про второй и третий шаги мы уже вовсю думаем – системности мало не бывает, нам хочется ещё дальше и глубже!».

Теперь каждая заинтересованная школа, исходя из своего запроса и контекста, получает индивидуально собранный пакет мер по обеспечению языковой, психологической и социальной адаптации детей. Языковую часть программы, а именно преподавание русского языка как иностранного (что никогда не предусматривала школьная программа), формирует МПГУ и экспертная группа программы – лингвисты из НИУ ВШЭ и профильных некоммерческих организаций. Психологическую и социальную помощь оказывают специалисты Центра толерантности, Агентства международного сотрудничества и МГППУ, психологи и медиаторы. В каждой школе за реализацию программы сейчас отвечают трое учителей: два из них проводят занятия по русскому языку как иностранному, ещё один — занятия по социальной адаптации.

Ирина Белоусова, руководитель проекта «Одинаково разные»: «В Калужской области ещё много школ, которые сталкиваются с проблемой адаптации детей-инофонов. В Москве и Санкт-Петербурге с этой задачей справляются специальные интеграционные центры, но в маленьких городах их нет. Поэтому обычная школа является центром социализации и изучения русского языка. Но трудности начинаются уже с того момента, когда ребёнка отдают в школу: родителям детей-инофонов говорят, что мест нет. Или отправляют в классы «ниже». Или просят прийти в следующем году – когда «подучат русский язык». И ребёнок сидит дома целый год, потому что папа работает в большом городе, мама не знает русского языка, общаться с другими детьми они не могут. Когда дети-инофоны всё же попадают в школу, проблем не становится меньше: им очень трудно понять, что происходит на уроке, они получают двойки, переживают, не могут завязать дружеских отношений с одноклассниками.

Я понимаю, что многим людям нужна помощь. Много кому живётся тяжело, независимо от национальности. Но я вижу, как дети-инофоны одиноки в своём непонимании. И что самый маленький шаг навстречу удивляет их и кажется волшебным».

Источник сайт http://odinakovo-raznie.ru/

Елена Мохова
Обозреватель Группы Компаний «Аксиома»