Офисные объекты преобразуются в «комбинаты»
по обеспечению жизнедеятельности бизнеса
Текущий экономический кризис внес существенные изменения во взаимоотношения владельцев бизнес-центров и арендаторов. Если раньше собственники предлагали своим клиентам «площади в аренду», то сейчас офисные центры предоставляют сразу «пакет по обеспечению» жизнедеятельности бизнеса, который помимо непосредственно комнат для работы, включает услуги IT-специалистов, инженеров связи, клининга, персональной охраны, дизайнеров, специалистов по отделке и даже маркетологов и рекламистов. По мнению специалистов ГК «ЭКООФИС» такой подход – очередной виток «борьбы за арендаторов».
«Основной тенденцией текущего года станет «переманивание» арендаторов владельцами БЦ друг у друга, - считает собственник ГК «ЭКООФИС» Андрей Ковалев. – Дела у многих представителей малого и среднего бизнеса идут все хуже, а иностранные компании уходят с российского рынка. Все это приводит к тому, что общее количество арендаторов на московском офисном рынке продолжает снижаться. В результате основным способом повышения заполняемости бизнес-центра становится «честный отъем» нанимателей у других объектов». Впрочем, подобная конкуренция способствует совершенствованию и самого арендного бизнеса как рыночной услуги, уверен эксперт.
Владельцы многих БЦ и ранее предлагали своим арендаторам не только качественные площади, но и спектр услуг по эксплуатации помещений. Однако сейчас этого оказывается недостаточно. Поэтому управляющие компании стараются максимально расширить спектр услуг, чтобы он охватывал практически все сферы оперативной деятельности офиса. «Задача-минимум для управляющей компании – чтобы арендатор мог решить любые текущие технические проблемы в рамках бизнес-центра или бизнес-парка, - говорит Андрей Ковалев. – Уборка помещений, налаживание работы компьютеров и телефонов, заказ наружной рекламы и сувенирной продукции, организация охраны помещений компании, ремонт и приобретение мебели, - вот лишь неполный перечень проблем, которые возникают в ежедневной деятельности компании. Все эти проблемы должны решаться службами арендодателя, если он хочет быть конкурентным на сегодняшнем рынке».
Больше того, арендодатели начинают предпринимать определенные шаги, направленные и на поддержку и развитие бизнеса арендаторов.
«Для того чтобы помочь нашим клиентам мы разработали комплекс мер, который направлен на увеличение числа заказов, - говорит собственник ГК «ЭКООФИС» Андрей Ковалев. - Прежде всего, мы «знакомим» компанию с остальными арендаторами. Зачастую получается так, что контрагентов и подрядчиков для малого бизнеса можно найти буквально на том же этаже». Оказывается, что в большинстве случаев компании не знают и редко интересуются, чем занимаются их «соседи». Поэтому в данной ситуации управляющая компания, по сути, помогает арендаторам найти партнера по развитию своего бизнеса или клиента для своих услуг и товаров.
Также собственники БЦ и сами пользуются услугами своих арендаторов, включая их в комплексное предложение управляющей компании. К примеру, при организации крупного мероприятия они в качестве субподрядчика привлекают компании, которые, занимаются кейтерингом либо оформлением залов, для организации переезда предлагают услуги транспортной компании-арендатора, и т.д. Таким образом, собственник БЦ получает надежного подрядчика, возможно даже и на льготных условиях, а также лояльного и платежеспособного арендатора. «Естественно, у нас нет собственной ресторанной службы или дизайнеров. И мы с радостью привлекаем арендаторов соответствующего профиля», - поясняет Андрей Ковалев. При этом собственники охотно пользуются услугами арендаторов и для реализации собственных проектов. Ведь среди них часто есть транспортные компании, типографии, курьерские службы.
Кроме того, собственники зачастую предлагают для своих арендаторов размещения на рекламных площадках в своих бизнес-парках на льготных условиях. Для первых это выгодно, поскольку они получают дополнительный стабильный доход, и привлекают новых клиентов для своего арендатора. Для вторых это простой и эффективный инструмент продвижения. Как правило, большинство бизнес-парков расположено в центре города на оживленных улицах с хорошим трафиком людей, поэтому эффективность подобной рекламы, учитывая стоимость размещения достаточно высока.
Сегодня основная задача девелоперов и управляющих компаний во всех сегментах коммерческой недвижимости непросто предоставление комфортных и качественных площадей, а создание всех условий для успешного ведения бизнеса. И если для владельцев торговых центров данный подход уже давно является нормой, то в офисном сегменте собственники только начинают к этому приходить. «На наш взгляд, в ближайший год наиболее успешны и конкурентоспособны будут только те проекты, где в «обслуживание» арендаторов будет входить не только услуги охраны и клиннинг, но и посильная поддержка в бизнесе», - резюмирует Андрей Ковалев.
Офисные объекты преобразуются в «комбинаты» по обеспечению жизнедеятельности бизнеса
29.02.2016
Текущий экономический кризис внес существенные изменения во взаимоотношения владельцев бизнес-центров и арендаторов. Если раньше собственники предлагали своим клиентам «площади в аренду», то сейчас офисные центры предоставляют сразу «пакет по обеспечению» жизнедеятельности бизнеса, который помимо непосредственно комнат для работы, включает услуги IT-специалистов, инженеров связи, клининга, персональной охраны, дизайнеров, специалистов по отделке и даже маркетологов и рекламистов. По мнению специалистов ГК «ЭКООФИС» такой подход – очередной виток «борьбы за арендаторов».