Остап Бендер деоффшоризации


Большинство населения России узнало про оффшоры после знаменитого скандала с другом Путина, виолончелистом Сергеем Ролдугиным, на оффшорных счетах которого, по утверждению публикаторов документов, крутились миллиарды долларов.

Остап Бендер деоффшоризации
Для тех, кто до сих пор не в курсе – поясним. Оффшор (дословный перевод с английского «вне берега», «вне границ») – особая экономическая зона с очень низким, а то и нулевым налогообложением. Традиция это давняя – еще в средние века ярмарки проводились в тех селах, где староста брал с заезжих купцов минимум сборов. Но зато местные жители имели возможность покупать все по низким ценам, получали рабочие места на ярмарке и пр.

Сегодня, конечно, все гораздо сложнее, но принцип остался тот же. Большинство оффшоров находятся в жарких южных странах и на теплых островах: Белиз, Сейшелы, Панама, Багамские острова, Каймановы острова, Британские Виргинские острова, ОАЭ. Здесь деятельность компаний практически не регулируется законодательством – не требуется ни финансовой отчетности, ни аудита. И, соответственно, нет никакого налогообложения.

Есть оффшоры с низким налогом и минимальной отчетностью: например, в Ирландии, Швеции, Нидерландах, на Кипре и т.п. Это уважаемые оффшоры, и даже крупные компании, дрожащие репутацией, не отказываются иметь с ними дело.

Оффшоры очень выгодны тем, кто занимается экспортно-импортными операциями, не хочет платить в казу государства процент с выделенных инвестиций, или, например, занимается водным транспортом (ну или просто владеет яхтой) – судну под флагом оффшора гораздо проще заходить в порты и пересекать границы. Так же понятно, что деньги в оффшоре уберегут компанию не только от налоговой, но и от рейдеров, что для России более чем актуально.

Несмотря на то, что оффшоры совершенно законны и признаны мировым законодательством, страны ведут с ними постоянную борьбу. Государства очень не любят, когда денежки собственных граждан проходят мимо их карманов. Термин «деоффшоризация» уже давно звучит из наших телевизоров, а несколько дней назад было принято решение о создании оффшоров в Калининградской области и на острове Русский, где должны будут зарегистрироваться российские предприниматели, пострадавшие от западных санкций.

400 относительно честных способов

Понятно, что нет такого вида деятельности или бизнеса, который не стали бы использовать в своих целях мошенники. И оффшоры здесь не исключение.

Оффшорые компании регистрируются, в абсолютном большинстве случаев, через посредников. И, на самом деле, предпринимателю, решившему обзавестись международной компанией, весьма сложно самостоятельно разобраться в нескольких десятках законодательств оффшорных стран и множестве нюансов, которые необходимо знать для успешного ведения бизнеса.

Естественно, услуги предлагаются во всей широте спектра: начиная от регистрации оффшорной компании и заканчивая покупкой готовой. В готовой компании, как вы понимаете, есть уже «номинальный сервис» - директора, акционеры, партнеры. Вот здесь-то мошенники и нашли прекрасную лазейку.

Комбинаторы понимают, что клиент, решивший спрятать свои доходы от российской налоговой, вряд ли после их пропажи отправится в российскую полицию с заявлением про украденным миллионы, которые он никогда, официально, не зарабатывал. Вспоминаются еще советские серии ограблений теневых предпринимателей («цеховиков») и евреев, эмигрирующих в Израиль: бандиты прекрасно понимали, что никто из этих категорий, в силу разных причин, в милицию не пойдет. А денег там можно было «снять» вполне прилично.

Сегодня подобной «отдушиной» криминального мира стали владельцы оффшоров. Но, в отличие от времен былых и кровавых, сегодня деньги отнимают чисто, без шума и пыли (т.е. без пыток и ударов по чувствительным частям тела), все-таки наш мир становится более цивилизованным, и это не может не радовать.

«Юрхаус» и другие заказчики музыки

Для начала необходимо продать «золотому теленку» собственноручно созданный оффшор. Регистрация мошенникам не особо интересна (ведь тут приходится просто честно зарабатывать трудовую копейку), а вот с продажей готовых оффшоров есть где развернуться.

Схема проста: или вам некогда ждать, или не желаете светить свое имя, и делаете выбор в сторону покупки готовой оффшорной компании. Вот, например, один из множества троссийских регистраторов, консалтинговая компания «Юрхаус». На своем сайте (кстати, загляните, весьма впечатляющее чтение - https://jurhouse.ru) долго и нудно объясняет, почему надо не регистрировать оффшорную компанию, а покупать готовую.

Даже немного противореча себе – то они сообщают потенциальным клиентам, что регистрировать компанию очень долго, несколько месяцев, и не факт, что на каком-то этапе регистрацию не завернут, то, вдруг, обещают, что если в продаже нет устраивающей вас готовой компании, то они сделают специально для вас новую, и всего за 10 дней. Нет ли здесь противоречия?

То есть уже из предложения услуг на сайте становится понятно, что «Юрхаус» очень заинтересован в том, чтобы именно не регистрировать, а продать вам готовую компанию. В чем же здесь секрет? (Заметьте, мы ни в чем не обвиняем «Юрхаус», а говорим про других, нехороших регистраторов, откровенных мошенников, к которым, понятно, «Юрхаус» никакого отношения не имеет.)

Все очень просто. Компания, в большинстве случаев, продается вам с «полным фуллхаусом» - у нее есть и фиктивный владелец, и фиктивный директор. «Владелец» - собственно просто подставное лицо, единственной функцией которого, на первый взгляд, является маскировка имени настоящего хозяина оффшорной компании. Обычно это уроженец Средней Азии, казах, киргиз, узбек. Да, даже в оффшорах наши «младшие братья» выполняют работу за нас.

А директор (опять же, на первый взгляд) – лицо вполне реальное. Он ведет финансовую отчетность, решает появляющиеся проблемы и пр. – т.е. занимается тем, чем и положено ему по должности.

Действие из сугубо сухопутного превращается в морское!

Алексей Игоревич К., заводя себе оффшор, никак не предполагал, что из-за этого его успешный многолетний бизнес окажется на грани выживания.

- Не секрет, - говорит Алексей Игоревич, - что российский налоги зачастую являются просто «запретительными», препятствую развитию бизнеса, не оставляя на это никаких средств. Но зато у нас чуть ли не у каждого чиновника вилла в Испании или ОАЭ, километр простой асфальтовой дороги стоит больше, чем андронный коллайдер целиком, а социальные учреждения, осваивая миллионы бюджетных денег, умудряются так и стоять с оббитой штукатуркой.

По словам господина К. все его конкуренты и коллеги используют оффшорые схемы уменьшения налогооблагаемой базы уже давно и активно.

- Если вы посмотрите статистику, с гордостью предъявляемую нашими чиновниками, то удивитесь миллиардным инвестициям, идущим в Россию. Мы почти в мировой десятке по накопленным иностранным инвестициям. И это несмотря на неудобное законодательство, фактические отсутствие нормальной судебной системы и грабительские налоги. Что же за иностранцы вкладывают свои деньги в нашу страну? На самом деле, никаких иностранцев нет. Все эти миллиарды – возвращение наших же денег, предварительно выведенных в оффшоры. То есть заниматься сегодня бизнесом, не «оптимизируя» налоги – значит проиграть в конкурентной борьбе.

Алексей Игоревич слышал про оффшорых мошенников, и потому выбирая посредника для регистрации, ориентировался на косвенные признаки порядочности посредника. Например, одним из решающих доводов в пользу выбора «Юрхауса» для него стала широкая линейка услуг, оказываемая компанией, большинство из которых никакого отношения к оффшорному бизнесу не имеют.

Оффшорная компания, как и обещает «Юрхаус», была приобретена Алексеем Игоревичем за один день. Назначенный директор показался ему вполне профессиональным, и претензий не возникало: все вопросы решались своевременно. Но ровно до тех пор, пока на счету оффшорной компании не оказалась более-менее значительная сумма. После этого директор исчез: перестал отвечать на письма, а по его телефонному номеру вдруг стали отвечать какие-то греки, совершенно не понимающие по-русски и которые явно не в курсе оффшорных злоключений Алексея Игоревича.

Представители консалтинговой компании «Юрхаус» тоже ушли в отказ: фирма уже продана клиенту, и, значит, всю ответственность за ее работу так же несет клиент. На претензию о том, что директора назначали и выбирали они, в «Юрхаусе» ответили, что «плохо мы еще воспитываем своих директоров, т.е. в смысле вы своих – это же ваш директор, сто раз бы уже могли его заменить». Подумаем объективно – многим ли придет в голову менять директора, если именно с ним вам, ничего не понимающему в этом бизнесе, была продана компания, и, тем более, если директор вполне хорошо выполняет свои обязанности?

После небольшого расследования, предпринятым Алексеем Игоревичем, выяснилось, что директор вывел деньги со счета компании на свой личный, а затем их обналичил. И исчез. Эти операции были проведены в банке «Норвик», в котором и был зарегистрирован счет.

Но представители банка в случившемся ничего незаконного не видят: директор компании имеет полномочия поступать с деньгами компании так, как ему заблагорассудится. Выяснился, правда, один любопытный нюанс: деньги были обналичены в Москве. То есть не там, где оффшор, а там, где находится его регистратор. Но дальше, как говорится, тишина.

Только доносятся слухи, что Алексей Игоревич стал, увы, далеко не первым из тех, кого кинул нечестный директор оффшорной компании. И, что самое интересное, по слухам, все эти компании были куплены как раз в «Юрхаусе». Случаются такие совпадения.

Узбек (паспортные данные всех фигурантов этого любопытного дела есть в распоряжении редакции), номинальный владелец компании, почему-то резко стал очень плохо говорить по-русски, слегка оглох (беседы велись по телефону) и, в общем-то, никаких претензий к директору не имеет, говорит, что «это совсем не мой проблема» и как-либо решать ее, например, с помощью заявления в правоохранительные органы, не собирается.

Вот такая сказка о Золотом теленке. Им, к сожалению, оказался Алексей Игоревич К. Роли Паниковского и Балаганова, понятно, распределяются между директором и «владельцем». Остается понять, где же мозговой центр этой комбинации, где сам Остап Ибрагим Берта Мария Бей? Может быть, вы уже догадались?