Мультикассовые онлайн-сервисы позволяют торговым точкам работать без касс и POS-терминалов. Для расчетов необходим только смартфон с установленным финтех-приложением.
При этом клиенты могут оплачивать покупки всеми доступными на сегодня бесконтактными методами: по QR-кодам, прямым ссылкам, пластиковым картам, переводами онлайн. Для этого нужен только смартфон. Доля транзакций через смартфон у покупателей продолжает расти. А пластиковые карты и наличные платежи отживают свой век.
Стационарные кассы и терминалы по приему средств на 90% не соответствуют новым требованиям. К тому же они дорого стоят. Обслуживать это оборудование накладно даже малому торговому бизнесу, не говоря уже о микропредприятиях. Весной 2023 года возникли проблемы с зарубежными платежными терминалами в связи с уходом из России крупнейших поставщиков данного оборудования. Сейчас перед российскими торговыми точками стоит задача свести к минимуму зависимость от закупки зарубежных терминалов и их сервисного обслуживания.
Еще одна проблема — кассы и терминалы в большинстве магазинов не приспособлены для приема платежей по QR-кодам, а именно этот способ оплаты сейчас набирает популярность. Поэтому НСПК поставила задачу заменить почти половину всего терминального оборудования: к октябрю 2023 года объем платежей по QR-кодам должен занять 85% рынка.
Современные платежные ИТ-решения решают эти задачи, вообще не требуя покупки и обслуживания кассового оборудования. Они помогают предпринимателю легко принимать платежи, беспрепятственно масштабировать свой бизнес и увеличивать количество продавцов. Мобильные платежные сервисы позволяют подключать неограниченное количество магазинов и кассиров, что снижает финансовую нагрузку на бизнес. Тогда как при использовании кассового «железа» расширение торговой сети требует кратной закупки нового платежного оборудования. А это существенные затраты: 50 тысяч на покупку и подключение кассы и порядка 30 тысяч рублей в год на техническое обслуживание.
Операции в мобильных мультикассовых сервисах полностью соответствуют Федеральному торговому законодательству. Кассовые чеки формируются автоматически и в электронном виде направляются клиентам на e-mail или по номеру телефона. Электронные чеки приравниваются налоговой службой к бумажным.
Преимущества мобильных эквайринговых систем
Платежный сервис в виде мобильного приложения устанавливается на смартфоны сотрудников торговой точки. Оформляя продажу, продавец выбирает на своем мобильном устройстве услуги или товары и добавляет их в чек. Далее выбирает способ оплаты, который удобен для клиента. Покупатель подносит к экрану телефона кассира свою банковскую карту, смартфон функцией NFC или сканирует QR-код, деньги списываются с его счета.
Новые платежные ИТ-решения позволяют торговым точкам существенно снижать эквайринговую комиссию. При расчетах по терминалу предприниматель отчисляет банку до 3% с каждой покупки. А комиссия при использовании мультикассового онлайн-сервиса — от 0,8% от суммы покупки (зависит от вида бизнеса).
В новых платежных сервисах изначально учтена возможность принимать все виды оплат от клиентов, в том числе по СПБ, QR-коду, «Яндекс.Пэй», онлайн-переводам, банковским картам и т. д.
Цифровые платежные сервисы также берут на себя ведение рутинных бизнес-процессов: аналитики по продажам, налоговой отчетности, взаимодействия с банками. Благодаря этому предприниматель может сосредоточиться только на развитии своего дела.
Мультикассовые решения охватят большую часть рынка
Безусловно, мобильные платежные сервисы не заменят разом все контрольно-кассовое оборудование на рынке. Его производители не хотят терять свои позиции. Всё равно некоторая доля рынка останется за стационарными устройствами. Всегда будут бизнесы, которым нужны именно физические кассы: в силу сложных торговых процессов им не подойдут легкие мобильные решения. Или же торгово-сервисное предприятие реализует продукцию/услуги той категории, при которых нельзя применять мультикассовые сервисы. Речь идет о маркированных и подакцизных товарах, которым требуется дополнительное оборудование для учета (ЕГАИС, «Честный знак», «Меркурий» и др.).
Но в любом случае мультикассовые решения будут охватывать всё большую часть рынка, несмотря на инертность и нежелание отдельных его участников переходить на цифровые платежные продукты. Нужно понимать, что новые решения диктуются не отдельно взятыми людьми, а реалиями жизни и очевидными выгодами для торгово-сервисных предприятий.
Мы инициировали в Минпромторге РФ привлечение к этой проблеме экспертного сообщества: участников платежного рынка, Общественной палаты, Госдумы, Совета Федерации и Правительства РФ. Мы рассчитываем, что публичное экспертное заключение упростит выход на рынок отечественных платежных ИТ-разработок.
Сейчас рынок платежных решений кардинально меняется. Современные финтех-разработки позволяют снижать совокупные издержки на транзакции между всеми участниками рынка. У клиента должны быть оптимальные возможности перевести деньги, а у бизнеса — максимально выгодные варианты обслуживания этих платежей.
Мария Михайлова,
CEO мультипродуктовой компании RC Group
Отечественные финтех-сервисы помогут бизнесу работать без платежного оборудования
15.09.2023
В последние два года в России развивается финтех-сфера. Сегодня представлено уже больше десятка эквайринговых решений для приема и фискализации платежей.