Перспективы украинской трудовой миграции в РФ


Трудовая миграция с Украины имеет фундаментальные причины социально-экономического характера и достигла рекордных показателей. Как сообщала Государственная миграционная служба Украины, в 2012 году за границей работало около 1,2 млн украинцев. К 2020 году их число выросло до 5 млн при 25 млн трудоспособных граждан во всей стране.

Перспективы украинской трудовой миграции в РФ
С момента распада Советского Союза украинская экономика находится в глубоком кризисе. Согласно отчётам Всемирного банка, это единственное европейское государство так и не достигшее по уровням промышленного производства, валовому внутреннему продукту и состоянию инфраструктуры показателей 1990 года. В то время как соседи Украины – будь то на западе, севере или востоке – превзошли эти уровни в несколько раз и на достигнутом не останавливаются.

Трудовая миграция с Украины имеет фундаментальные причины социально-экономического характера и достигла рекордных показателей. Как сообщала Государственная миграционная служба Украины, в 2012 году за границей работало около 1,2 млн украинцев. К 2020 году их число выросло до 5 млн при 25 млн трудоспособных граждан во всей стране. По данным Росстата, более 2 млн украинцев живут и работают в России.

Переводы от мигрантов стали финансовым спасением украинских бюджетов всех уровней и миллионов домохозяйств. Валютный поток (по данным ЕБРР, $13-15 млрд в год) имеет свои издержки. Он диктует высокую стоимость жизни на Украине при более чем скромных зарплатах и пенсиях. Благодаря безвизовому режиму с ЕС трудоустройство в европейских странах с 2017 года стало для многих украинцев доступнее и проще. Однако даже до глобальной пандемии лёгкость пересечения границ не давала законного права на постоянную работу в Евросоюзе. Безвизовым пребыванием можно воспользоваться для туризма, бизнеса, культурных обменов или учёбы, но не для конкуренции за рабочие места с коренными европейцами.

Жёсткие карантинные меры европейских государств, рецессия в большинстве стран Евросоюза и новые правила въезда в ЕС делают положение украинских трудовых мигрантов безрадостным. Вожделенный безвизовый режим прерван странами ЕС на неопределённый срок, зато определена его эволюция. С января 2021 года Брюссель внедряет Европейскую систему авторизации и информации о путешествиях (ETIAS), согласно нормативам которой все неевропейцы обязаны оплатить оформление въездного разрешения в ЕС, иметь приглашение от родственников либо гостиничный ваучер, страховой полис и обратный билет, а главное – подтверждение личной платёжеспособности из расчёта $40 в сутки.

Нововведённые требования могут отсечь 95% потока украинских трудовых мигрантов в страны ЕС. По данным пограничной службы и Государственной службы занятости при Министерстве социальной политики Украины, более 120 тыс. человек вынужденно вернулись из Евросоюза в марте–июне текущего года. Вернулись, чтобы убедиться: найти достойную работу в современной Украине практически невозможно. Программа государственного стимулирования внутреннего трудоустройства отсутствует, частные предприятия сокращают персонал, бизнес ограничен низкой платёжеспособностью населения и бюрократическими препонами. Оставшиеся в Евросоюзе украинцы являются рабочими второго сорта, первыми кандидатами на кадровую оптимизацию, на обман с выплатой зарплат, на подозрения по ложным обвинениям. В ближайшем будущем вопрос о «расставании» с ЕС станет актуальным для миллионов украинских трудящихся.

Перспективы увеличения трудовой миграции с Украины в Россию связаны со следующими объективными обстоятельствами.

• Трудовые мигранты с Украины не имеют ни малейшего шанса на европейскую пенсию – гражданам государств Евразийского экономического союза такая пенсия обеспечена новым соглашением, вне зависимости от места жительства и работы будущего пенсионера.
• Трудовые мигранты с Украины лишены в Европе отпусков, отгулов и больничных. Любые проблемы со здоровьем в ЕС превращаются в катастрофу для личного бюджета, даже при лёгком недомогании. В России при официальном трудоустройстве гарантированы все виды бесплатных медицинских услуг, отпуска и льготы.
• Трудовые мигранты с Украины не могут рассчитывать на профессиональное обучение в ЕС, особенно без отрыва от производства. В России такие проекты уже реализуются в пяти крупнейших городах, причём бесплатно для мигрантов.
• Трудовые мигранты с Украины сталкиваются в ЕС с дискриминацией по языковому, религиозному и национальному признаку, с чуждым им менталитетом, с надменным чиновничеством, с проявлениями бытовой ксенофобии. Возможностей получать государственные услуги, образование на понятном языке, пользоваться культурной продукцией, заводить семью и растить детей гораздо больше в России.

Уже второй год действует процедура упрощённого получения российского гражданства для всех носителей русского языка – граждане Украины признаются таковыми автоматически, без экзаменов и собеседований. Статистика красноречива: в 2018 году гражданство РФ получили 270 тыс. украинцев, в 2019-м – 497 тыс. За первые три месяца 2020 года российское гражданство обрели 108 тыс. украинцев, причём с этого года требование о выходе из украинского гражданства для получения паспорта РФ отменено.

Одним из очевидных плюсов натурализации в РФ является доступ к ипотечному кредитованию с выплатой вполне европейских процентов – от 2% в год. Согласно данным Европейской службы статистики, собственным жильём в ЕС обладают всего 15% украинских переселенцев (не мигрантов!).

В России большинство вакансий в промышленном секторе, на стройках, в сельском хозяйстве и в сфере обслуживания изначально соответствуют квалификации трудовых мигрантов с Украины. Им нет необходимости преодолевать языковые барьеры и принимать новые нормы социального поведения, погружаться в иную культурную матрицу, размывая собственную идентичность.

Юрий Гасанов
Специальный корреспондент Группы Компаний «Аксиома» в Калининграде