Писатель А.Лапин: «Когда в голове прекращает работать словомешалка, приходят совсем другие мысли»


Александр Алексеевич Лапин — русский писатель, публицист и общественный деятель.

Писатель А.Лапин: «Когда в голове прекращает работать словомешалка, приходят совсем другие мысли»
За что Бунину дали Нобелевскую премию? Почему Гоголя называют двуликим, и что из слов Булгакова начинает сбываться? Писатель и публицист Александр Лапин решил разобрать методы работы гениальных писателей и сгенерировать свой ключ к творчеству. Алина Фурсенко побеседовала с автором.

Очень необычная концепция книги. Если посмотреть на оглавление, то первая часть выглядит как разбор разных методов, вторая как пересказ священного писания, а третья это художественная литература. Почему именно такая концепция?

С одной стороны, это нужно понимать, как мой, скажем, символ веры. То есть, в разных романах, которые я писал последние 10 лет небольшими частями, небольшими кусочками рассказывается о том, как нужно творить или каким образом нужно добиваться успокоения разума и так далее. Но понимая, что люди читают отрывками и им нужно представить какое-то цельное представление о моём мировоззрении, о том, как я вижу творческий процесс, я решил, что нужно создать такую книгу, которая бы подвела итог или точку поставила в этой работе. Вот таким образом родилась эта книга. А сама концепция она уже исходит из того, что нужно, условно говоря, сделать книгу интересной. В первую очередь книга должна читаться. Наш читатель, приучен к более мягкому, что ли, подходу. Он любит читать романы, длинные истории. Поэтому мне пришлось построить книгу именно в таком ключе: введение, а потом несколько историй о писателях, о гениальных писателях, о писателях-мастерах, о писателях, которые просто оставили след в истории литературы.

Кого вы считаете гением?

Естественно, Пушкина, Лермонтова, Толстого. Остальные писатели, а здесь их двенадцать, они в какой-то степени приближаются к этому званию или не приближаются. То есть я их разделил на гениев и мастеров, вот в данном случае.

Ну, это чисто ваше мнение.

Конечно, это моё мнение. Но я, слава Богу, уже долго жил и по разному видел, как преподают в школе, как преподносят в средствах массовой информации разных писателей. То есть в какие-то моменты Булгаков был ничто. В то время, когда я учился в школе, его вообще не преподавали. Мы даже не знали о таком писателе. А в какие-то моменты жизни его уже ставят на уровень гения. Скажем, последние годы булгаковское наследие сильно популяризируется. Снято несколько фильмов. Поэтому в данной ситуации моя точка зрения на этот процесс, она как бы старается быть нейтральной. То есть, в царское время была одна трактовка писателей, в советское время другая, в последние 30 лет – третья трактовка писателей. И сейчас, как бы настал такой момент, когда можно сказать правду, условно говоря. И попытаться найти другую точку отсчёта. Потому что сегодня мы живём в 21 веке, в других условиях, при других средствах массовой информации. И каждый должен, наверное, для себя переоценить вклад тех писателей, которых изучал в школе и читал до этого в разные эпохи.

И тут мы уже переходим ко второй части, которая похожа на некое переложение вашего понимания символа веры.

Ну, это уже, наверное, третья часть. Потому что символ веры это нажитый опыт и отношение к жизни, которое сложилось у меня за мои немаленькие годы. И там я высказываю свои представления о том, как устроен мир, как устроен человек, как устроена творчество и как можно достичь в этом творчестве определённых вершин. Вот это и есть символ веры. То есть это смесь философского и религиозного осмысления мира.

Мы уже упоминали Толстого. С ним вот такое переложение сыграло злую шутку. Не было ли страшно вот как-то в эту очень тонкую сферу погружаться?

Ну почему мне должно быть страшно? Страшно, если ты в этой сфере не живёшь, поэтому тебе подходить к ней и пытаться понять, что происходит, очень сложно. В данной книге я же не говорю людям просто делайте вот так, вот так, вот так и будет вам хорошо. Этот чисто такой умозрительный подход сегодня не проходит. Я говорю: я делал вот так, вот так и вот так и написал вот столько книг за короткий период времени. При этом, не отлынивая от работы, работая, в качестве бизнесмена и имея общую судьбу с ними. А надо сказать жизнь бизнеса сегодня или предпринимателя, это жизнь собачья. Все время на нервах, все время в напряжении. Но если ты владеешь этим методом, то ты можешь так же, как и я, сесть и написать или сделать что-то творческое и оставить какой-то после себя след.

Можно ли сказать, что это учебник в каком-то смысле?

В каком-то смысле да. Но это учебник, который не даёт окончательных рекомендаций. У каждого свой путь. Это путь во всех религиях по своему обозначен. Скажем, есть такое течение в православии исихазм. В исламе есть течение под названием суфизм. Есть такое же представление в буддизме – дзен. В принципе, это разные пути, которые ведут к одному и тому же состоянию. Да, и они называются по разному эти состояния, но суть их заключается в безмолвии разума, в тишине разума. То есть, когда у вас в голове словомешалка прекращает работать, приходят совсем другие мысли, и ты можешь по-другому видеть мир и можешь спокойно работать в творческом ключе.

И вот примерно со второй половины книги начинается вдруг художественная проза. Почему так?

Это вещи, которые я написал 50 лет тому назад. И для тех читателей, которые сегодня интересуются моим литературным творчеством это точка отсчёта. То есть они могут почитать мою первую повесть, опубликованную в 80-х годах прошлого века в Казахстане. Или рассказ, который вообще не был опубликован в то время. И сравнить с тем, что они найдут сегодня на магазинных полках. Посмотреть в какую сторону автор движется, насколько он вырос или деградировал в своём творчестве.

Как вы думаете, эта книга была бы полезна, например, школьникам, которые изучают литературу и хотели бы погрузиться чуть подробнее в неё?

Нет. Школьникам она полезна не будет. Эта книга вышла, не таким большим тиражом, как романы. И когда, в общем то, она вышла, я думал, господи, ну, может быть, хоть кто-то её купит. А потом я с огромным нетерпением ждал хоть каких-то откликов. Думал, что такого рода литература уже никому не нужна. Но оказалось, что нет. Есть люди, которые способны оценить, прочитать, осмыслить и даже написать отклики. То есть определённый слой людей. Так что эта книга не для школьников, а для тех, кто хочет стать сотворцом с Богом.

Ждать ли нам какого-то нового романа, каких-то новых героев?

Я сейчас заканчиваю роман «Копье Пересвета». Там о некоторых событиях русской истории, такими, какими они были на самом деле. Без идеологических построений, без каких-то выдумок, легенд и мифов, которыми эта история обросла.