Писатель Александр Лапин вывел на сцену нового героя


А.Лапин завершил работу над циклом «Руссиада»

Писатель Александр Лапин вывел на сцену нового героя
Завершив работу над романом «Копьё Пересвета», член Высшего творческого совета Союза писателей России Александр Лапин «отчитался» не только о собственной жизни, но и о судьбе целого поколения.

– Александр Алексеевич, сдав в издательство роман «Копьё Пересвета», вы закончили не только очередное своё произведение, но и целую сагу «Русский крест». Есть отличия в ощущениях?

– Отличия есть. Интересно это сформулировал калужский автор – писатель-хирург Андрей Убогий, которому мы в сентябре вручали премию «Моя Россия» в номинации «Проза». Если ты не описал происходившее с тобой в течение жизни, то всё это пропадает без следа. Здесь я чувствую созвучие моим мыслям. Каждый имеющий литературные способности, завершая свой путь, должен составить некий отчёт. Иначе любые его наработки исчезнут. Завершив «Копьё Пересвета», я ощутил, что такой отчёт написал. И не только о своей судьбе, но и о жизни целого поколения.

Рассказанная мной история начинается с 1925 года, когда Блюмкин по заданию Берии ездил в Тибет за древними секретами былых цивилизаций. И тянется до нынешнего времени. То есть мой труд охватывает целый век. И работал я над ним 14 лет. А «Копьё Пересвета» – заключительная книга этого цикла, который я сегодня называю «Руссиада». В него вошли и шеститомная эпопея «Русский крест», и последующие романы «Святые грешники», «Крымский мост», «Страсть и бомба Лаврентия Берии», а ещё трилогия «Книга живых» – «Суперхан», «Вирусы», «Роман и Дарья».

Как мне кажется, новая книга подводит определённую черту. Я не говорю, что описал весь ход исторического процесса. Конечно, это невозможно. Но так он выглядит с моей точки зрения. И с позиций XXI века. Всё, что хотел сказать, я сказал. Поэтому, с одной стороны, испытываю чувство облегчения: как ни крути, смог. А с другой – некоего опустошения. Потому что ты понимаешь: дело сделано, и надо искать новую точку приложения сил. Иначе смысл жизни утрачивается.

Я уже нащупал нить нового большого романа «Семь царей и сирота казанская» – о малоизвестном у нас Симеоне Бекбулатовиче, который вообще-то год правил страной вместо Ивана Грозного и был чрезвычайно родовит. А пока идёт сбор материала, чтобы не терять навык, пару раз в неделю сажусь за стол – прописываю историю министра госбезопасности Абакумова под рабочим названием «В августе 1954-го»: фактура набралась ещё при работе над романом о Берии. Вот ждёт Абакумов в тюрьме исполнения приговора и вспоминает: было ли в моей жизни что-то такое, чем действительно можно гордиться? А это момент, когда он, несмотря на донесения конкурирующих разведок, смог убедить Сталина, что немцы готовят удар именно под Курском. И тем самым повлиял на исход всей войны.

«Современный человек напрягаться не привык»

– Исчезает ли со временем волнение по поводу того, как примет книгу читатель?

– Оно никуда не девается. Но появляются и другие переживания. Если говорить откровенно, ты понимаешь, что времена сейчас сильно изменились. С моей точки зрения, книги сегодня более примитивны. Читающая публика заметно деградировала. Может, это идёт от СМИ, в целом от искусства. Послушайте радио ближе к вечеру: даже те песни, что в подворотне мой друг юности на гитаре бренчал, были приличнее.

По себе замечаю: когда смотрю какой-то серьёзный советский фильм, мне уже сложнее сопереживать героям. Это требует душевных затрат, а современный человек напрягаться не хочет. Мы привыкли к тому, что нынешнее кино очень простое и особо за душу не задевает: посмотрел – забыл. Думаю, похожее ощущение возникло у многих. Такая же ситуация с книгами. Влияет и информационная перегрузка. Причём однобокая. По ТВ, в интернете или газетах постоянно вылезают какие-то ужасы. И уже думаешь: нет – не буду читать. Вот этот страх, что моя литература не вполне соответствует времени, у меня сейчас появляется. Для кого я пишу? Всё-таки мои герои – приличные люди, они вовлечены в сложные процессы. А кому-то это нужно? Может, народу требуются только убийцы, извращенцы и прочие уроды? Этот поток захлёстывает нас с головы до пят.

И второе опасение: я пишу книги откровенно, по-человечески, от сердца. Но сегодня мы всё больше откатываемся к советской привычке лакировать действительность. И вдруг такая искренность уже читателю не нужна?

– Тем не менее после романа «Страсть и бомба Лаврентия Берии», основанного в первую очередь на исторических документах, в «Копье Пересвета» снова ощущается более личная авторская подача. И герой здесь тоже другой.

– Вот о нём хочу сказать отдельно. Сегодня все говорят: нашему времени не хватает героев! Особенно не желает признавать их существование либеральная творческая интеллигенция. Тогда о чём же вы пишете? Да о чём угодно, только не о главном. А я утверждаю: сейчас в России герои есть! И один из них – это предприниматель. Большой и маленький. И он на собственном хребте вытащил страну в критический момент. Только люди с повышенной энергетикой способны менять мир вокруг себя. Я сам работаю с такими. Вижу, как они бьются изо всех сил – и с неповоротливым государством, и с алчными чиновниками, и с ленивым народом. Им каждому надо поставить памятник при жизни. Так что хватит по этому поводу кривиться. Да, герой есть! И новая книга, и предварявший её «Крымский мост» – как раз о нём. Вот этот человек. Он сам всё определяет. И когда происходит что-то требующее реакции – не ноет, а впрягается и решает проблему. И в своей жизни, и в своём бизнесе, и в своей стране.

«Без лакировки и фантазий»

– К слову, в новом романе герой меняется…

– Он поворачивается от Запада к Востоку. Здесь я хотел показать, что у нашей страны не менее интересная история, чем у кого бы то ни было. Но она всё время изменяется в зависимости от настроения правящего класса. Была дореволюционная, за ней – советская, потом – постсоветская. Это когда Сталинградскую битву вместе с Курской упоминали в некоторых учебниках через запятую, а главным событием представляли победу Америки в сражении за Мидуэй.

Но сегодня дружно всполошились: оказывается, у нас всё не так преподавалось. И теперь перестраиваются. А пока в очередной раз утвердить единственно верную линию до конца не успели, можно написать историю объективно. Для писателя важно попасть в этот короткий промежуток. И я пользуюсь уникальным моментом. А что будет завтра, не знаю. Может, опять всё перевернётся, и у нас возникнут совсем другие представления о былом.

Но я в своих романах ничего не выдумываю: говоря о событиях, связанных с патриархом Никоном, смертью царевича Дмитрия или политикой Ленина, опираюсь только на реальные документы и последние научные исследования. Без лакировки и фантазий. Например, сегодняшние историки доказали: убийства юного царевича не было, и Борис Годунов никакого отношения к его гибели не имеет. Сказка закрепилась в сознании народа, потому что так было выгодно тогдашней власти.

Когда же речь идёт не о временах Ивана Грозного, а о близких к нам событиях, небылиц сочинять тем более не берусь. Например, нельзя просто сказать: ребята, в Великую Отечественную не всё было так, как нам рассказывают. Поэтому я предпочёл взять документы – и больше ничего. Вот объективные наблюдатели. Специально посланные люди, фиксировавшие в своих отчётах, как воюют наши генералы и простые солдаты. А вы как хотите: нравится – не нравится. Ну, и в дополнение к изучению материалов еду на места событий – чтобы своими глазами увидеть, где всё происходило. И рассказать правду.

– Специально используете для этого разные литературные формы?

– Жанры меня совершенно не волнуют: хочу – пишу философскую притчу, романтическую повесть или политический детектив. Притом что первые два тома «Русского креста» выполнены в русле классического реализма. Время, когда придерживались жёстких стилистических рамок, прошло. Да и конкуренция между писателями за внимание аудитории усилилась. Поэтому главное – достучаться до читателей.

«Случайных героев здесь нет»
– В компоновке ваших произведений просматриваются и черты постмодернизма, когда фрагменты можно читать в любой последовательности, и современные кинематографические приёмы – ответвления сюжета, посвящённые отдельным персонажам. Какие риски это несёт и какие даёт преимущества?

– В первых книгах «Русского креста» читатель знакомится с «пионерской» юностью героев – и может подумать, что дальше его ждёт традиционная советская проза. Не понимает, что это только начало, а сам писатель развивается, его персонажи – тоже. И потом будет совсем по-другому. Однако риск отпугнуть часть аудитории существует.

Но вот мне самому, к примеру, очень интересно было наблюдать за Печориным в разных частях лермонтовского романа, изучая их даже в произвольной последовательности. Так что, если более позднего читателя заинтересуют мои герои, он может взять первые книги и понять, что и как складывается.

Во-вторых, это же не сразу так было задумано. Казалось, мои друзья и наше детство были лучшими в мире. Поэтому я и начал с юности. Потом повествование стало разворачиваться. Повело за собой. Но система всё равно оказалась не достроена. Захотелось рассказать, что было до того, как появились мои герои. И что с ними происходит сегодня.

Сначала они существовали все вместе. Затем уже – порознь, но ещё в одной книге. Как в классическом романе: читатель параллельно узнавал о каждом. А позже так расходятся, что держать их в одной компании невозможно. Как и подробно прописать все линии. Поэтому вместо полного изображения жизни в монастыре бывшего спецназовца, а ныне монаха Анатолия я привожу кусочек, когда он приезжает в казачью станицу подменить больного «коллегу». Так появляется повесть «Роман и Дарья». Или возвращаюсь к шаману Володьке из притчи «Вирусы» на новом витке: хочется показать, как он эволюционирует в сегодняшнем мире. И читатель получает фрагмент, в котором этот герой всё так же живёт на самом краю света, на Камчатке, но устроился совершенно по-современному: стал блогером. И теперь меньше охотится, а больше рассказывает о своём экзотическом быте многочисленным подписчикам. Собирает деньги от рекламы. И так процветает. Что сегодня естественное дело. Мимо этого явления тоже нельзя пройти, раз пишешь о нынешнем времени.

Вообще, когда появляется новая функция – подбираешь того, кто может её выполнить. Например, бизнес-леди. Когда герой «Русского креста» Александр Дубравин проводил первый журналистский семинар, там мелькала его подружка, которую он спас из воды, и у них завязался мимолётный роман. Потом она исчезает с горизонта. Но не из жизни. И когда мне потребовалась такая деловая женщина – достаю из кармана этот образ. И он исполняет свою новую роль. Так что случайных героев здесь нет.

– В «Копье Пересвета» минимум три тематических пласта: история России – она по-новому открывается герою романа в путешествии по Волге; СВО – герой отправляется туда на поиски дочери; бизнес – разворачивается борьба. Какой из них оказался для вас наиболее сложным?

– Военная часть. Потому что сам я не воевал. А тогда и не стоит пытаться изобразить переживания солдат в контексте батальных сцен. Ни одного боевого эпизода сознательно в роман не включаю. Да и пока горячий конфликт не закончился, подводить итоги рано. Но при этом требовалось собрать всё так, чтобы задевало. И было правдиво.

Что касается оценок происходящего, свою позицию не навязываю. Просто привожу аргументы. Вот так рассуждают одни, так – другие. Опять же, надо быть честным. Ведь пройдёт время – всё забудется. Залакируется официозом.

«Борьба добра и зла бесконечна»

– Борьба на земле предвосхищается в вашем романе некими прологами в каждой из его частей, изображающими столкновение высших сил. Есть ли конец их противостоянию?

– Оно бесконечно. В этом и есть смысл жизни. Иначе что могло бы стать итогом? Все жители планеты должны достичь святости. Или наоборот – потерять человеческий облик.

Нарождаются новые поколения, и всё повторяется. Эта борьба может завершиться только с концом человечества. Потому что она на самом деле происходит в душах людей. Проистекает от нашей корысти, желания жить за счёт других.

То же самое – в мировом масштабе. У нас есть большая страна, огромные ресурсы. И все уже давно на них облизываются. Посмотрите, как люди везде живут – тесно, зажато. Как в механической клетке. И если, например, захватить кусок большой Сибири, можно там хорошо устроиться. При современном развитии технологий приспособить всё для комфортного существования даже в нашем климате не составит особого труда. Поэтому многие щёлкают зубами, поглядывая на Россию.

А кто первый начал военную операцию – неважно. Тем более, мы не отбираем чужое, а возвращаем своё – утраченное нашими правителями да и самим народом, который повёлся на манипуляции.

Но надо же это исправлять? Как может быть, что 20 миллионов русских живут на Украине, и их там переформатируют. Люди-то в основном простые: стали им вдалбливать, что теперь они украинцы – через какое-то время так и будет. Почему мы должны их терять?

А если говорить о войне как таковой, то в истории человечества это явление, к сожалению, нередкое. Оно было, есть и будет. Главное – не сорваться за грань.

«Кого-то мама выпорола – на всю жизнь травма»

– Завершая масштабный труд, не хотелось ли вам в какой-то момент воскликнуть вслед за Пушкиным: «Ай да Лапин!..»? Или, наоборот, исправить что-то в первых романах?

– Когда спустя время заглядываю в свои книги, порой удивляюсь: неужели это я написал? Как только мозгов и сил хватило? А если серьёзно, я же долго оттачивал навыки, ещё с молодости. Наряду с собкоровской практикой в «Комсомолке» пробовал себя в разных литературных формах. И последовательно преодолел много ступенек. Сначала публиковал рассказы в журнале. Потом написал экологическую повесть – она прошла строгий советский отбор в молодёжном издательстве, и её напечатали. Затем сочинил детектив. Лишь десятилетия спустя, накопив жизненный опыт, взялся за романы. И уже после продолжил литературные эксперименты.

Всему своё время. Каждый созревает в нужный момент. Есть такие авторы, как Лермонтов: в 26 лет он уже полностью реализовался. Или тот же Пушкин. Гении! Природное явление. О себе не могу сказать, что я прирождённый писатель, который явился на свет божий, схватил ручку и начал сочинять. Мои романы и мой способ выражения – как раз плод долгого труда. Человеческого и духовного.

А когда достигаешь определённого уровня в развитии, начинаешь на этом же уровне и творить (о чём, кстати, говорится в моём сборнике «Религия творчества»). Ведь каждый автор пишет из себя. Ничего не придумывает. Может, только фантасты этим занимаются. Да и то – лишь когда описывают какие-нибудь звездолёты, а в остальном тоже обращаются к собственному багажу.

И тут возникает вопрос: а что у тебя за душой? Какой материал в наличии? Не так давно наблюдал за газетной дискуссией: о чём пишут молодые литераторы. И там один из участников «выходит на сцену»: а вот моя травма. И рассказывает, как его в детстве мама выпорола, и он теперь сидит – рефлексирует. До сих пор эту травму в себе несёт. А все кругом, получается, виноваты. Ой-ой-ой…

Так меня тоже пороли. Однажды мама за носки так отодрала: промочил их на речке – бросил на печку высушить и забыл. А они сгорели. В чём ходить по морозу? Понятно, что за дело досталось. И я всю жизнь теперь страдать должен? Только если ничего более интересного не случилось. Но у такого писателя и «творения» соответствующие.

Если подытожить, к собственным произведениям применяю свою же систему оценки. Захватывающий сюжет есть? Герой запоминается? Философская подоплёка имеется? Всё ли понятно? Плюс книга должна читаться. Собрались эти элементы – считай, хороший роман. А дальше пусть каждый читатель решит сам.