В результате в КХД увеличилась производительность расчетов, унифицированы их алгоритмы, сократились финансовые расходы, повысилась актуальность и безопасность данных. Значительно улучшено общее качество данных в КХД и других системах, что ведет к повышению уровня клиентского обслуживания.
В ходе проекта команда Почта Банка при поддержке компании «Философия.ИТ» (входит в Лигу Цифровой Экономики) создала качественно новую архитектуру КХД, которая позволяет получать данные из ключевых систем-источников в режиме онлайн и обеспечивает инкрементальное обновление всех слоев хранилища. Параллельно развивалось и старое КХД, содержащее в себе огромные объемы legacy-кода, накопленные за более чем пятилетнюю историю.
«Для конкурентоспособности банка важна прежде всего скорость внедрения новых продуктов и масштабирования систем. Поэтому возрастает потребность в современном и производительном хранилище данных. Сегодня очень популярен термин data-driven, но вы не станете дата-ориентированной компанией только за счет накопления объемов данных или реализации ad hoc-выгрузок по мере возникновения задач. Без надежной базы дата-аналитики организации могут тратить до 80% времени на подготовку данных вместо их анализа», — рассказывает Василий Король, руководитель службы по управлению данными (Chief Data Officer) Почта Банка.
По словам эксперта, работа в этом направлении продуктивна только тогда, когда выстроен фундамент: отлажены процессы сбора, очистки, унификации, хранения, управления и использования всего объема генерируемых данных. «При этом проект по выстраиванию такого фундамента всегда тяжелый и длительный, тем более если вы реализуете его на «живой», постоянно работающей системе, от которой зависят все процессы компании. Но в наших силах сделать его эффективным», — говорит Василий Король.
В первую очередь была разработана и согласована концепция развития управления данными в Почта Банке. В рамках этой концепции был выстроен полный цикл управления изменениями корпоративного хранилища, коснувшийся взаимодействия как внутри команды, так и с подрядчиками и заказчиками. Была выстроена гибридная система реализации задач и проектов (scrum и waterfall), что позволило прийти к высокой регулярности релизов КХД (минимум раз в две недели) без значительных потерь в качестве.
Была реализована система контроля качества данных, внедрены и согласованы регламенты взаимодействия с системами-источниками. Осуществлен перевод системы мониторинга КХД на роботизированное ПО (push-уведомления, автоматические звонки). В новой архитектуре созданы операционный (блок витрин для систем-приемников) и аналитический слои КХД (где внедрена и развивается единая модель данных). Реализована ролевая модель доступа к BI-отчетности и данным хранилища.
Были улучшены параметры быстродействия и надежности КХД, снижены затраты на его развитие и поддержку, а также совокупная стоимость владения. Увеличена скорость расчета и предоставления информации бизнес-заказчикам (большая часть ключевых витрин готовы до 8 утра дня, следующего за отчетным). Обеспечено выполнение более жестких SLA как по скорости готовности, так и по качеству данных.
В части технико-процессных аспектов и архитектуры осуществлен переход на инкрементальные расчеты, проведена дедубликация данных и бизнес-процессов. Также был выполнен перенос ключевой ресурсоемкой функциональности пользовательского финансового хранилища в новое единое КХД.
Стоит отметить и некоторые количественные показатели проекта. Так, более ранняя готовность витрин только одного из блоков позволила быстрее начинать работу по взысканию, что приводит к дополнительным доходам — свыше 130 млн руб. за 5 лет. Экономия за счет более оптимальной архитектуры и уменьшения затрат на оборудование составляет 370 млн руб. за аналогичный период. Среднее число задач по развитию КХД в квартал увеличилось с 20 до 90 при прежних затратах, а среднее время реализации одной задачи сократилось более чем в два раза и сегодня составляет менее 30 календарных дней.
За время внедрения в банке значительно расширилась функциональность, которая реализуется и поддерживается на КХД. Объем полезной информации вырос более чем в 6 раз (>240 ТБ), а число пользователей хранилища и основанной на его данных BI-отчетности — в 5 раз.
«Результатами проекта стали не только улучшение количественных показателей и оптимизация (а где-то создание) процессов, но и формирование единой методологии, повышение общей культуры работы с данными, рост доверия к ним, совершенствование информационного взаимодействия внутри организации. В итоге повышение зрелости процессов управления данными приводит к осознанию их ценности и возможностям для монетизации. А это в свою очередь позволяет создавать более эффективные и инновационные продукты для наших клиентов», — подчеркнул Василий Король.
«Надо отметить долгосрочное и плодотворное сотрудничество наших компаний. На протяжении многих лет мы поддерживали и развивали КХД в Почта Банке в соответствии с запросами бизнеса. Проект рефакторинга, по сути, представляет собой создание нового хранилища с перспективной архитектурой, которая отвечает всем современным стандартам. Это позволит быстрее реагировать на вызовы рынка, обеспечивая развитие банка и высокий уровень клиентского сервиса», — рассказал Юрий Колбасин, директор практики Big Data, партнер Лиги Цифровой Экономики.
Почта Банк обновил корпоративное хранилище данных
05.07.2022
Почта Банк реализовал масштабный проект по рефакторингу корпоративного хранилища данных (КХД). Он заключался в полной переработке архитектуры, создании оперативного слоя данных и их унифицированной модели, выстраивании процессов Data Governance.