Почти 40% опрошенных россиян столкнулись с «тематическим» мошенничеством перед Днем знаний

20.09.2024

39% опрошенных россиян столкнулись с «тематическим» мошенничеством перед Днем знаний. К такому выводу пришли аналитики финансового маркетплейса «Выберу.ру», опросив 3 тысячи россиян, у которых есть дети школьного возраста.

Выяснилось, что в этом году с мошенничеством на фоне Дня знаний столкнулись 39% респондентов, в прошлом году показатель был значительно ниже – 27%. Мошенникам удалось обмануть 23% от этой группы респондентов, в то время как в 2023 году на уловки злоумышленников попались 43% респондентов.

Среди наиболее распространенных схем, с которыми столкнулись россияне в этом году, - сообщение с вредоносной ссылкой от «неизвестного родителя» с просьбой проголосовать за рисунок его ребенка – с такой схемой столкнулись 35% родителей, звонок в вотсапе якобы от учителя с просьбой перевести деньги на школьные расходы (столкнулись 23% респондентов), а также создание «родительского чата» якобы кем-то из родителей и объявление сбора денег на подарок учителю (столкнулись 19% респондентов). В 2024 году арсенал любимых мошенниками схем пополнился новыми видами «легенд» с использованием методов социальной инженерии. Например, 9 % россиян, столкнувшихся со «школьным» мошенничеством, рассказали о звонке в мессенджере якобы от педагога, завуча или директора школы с просьбой срочно перевести деньги за какую-то школьную услугу. Как показала практика, этот метод оказался наиболее вредоносным - более 50% респондентов перевели деньги злоумышленникам.

«Мы видим, как быстро совершенствуют методы воздействия на граждан финансовые мошенники. И несмотря на то, что регулятор и финансовый сектор предпринимают серьезные меры, чтобы противостоять злоумышленникам, россияне по-прежнему крайне уязвимы перед методами социальной инженерии. Мы видим, что пул жертв расширяется – если год назад подавляющее большинство попавшихся на удочку мошенников респондентов были старше 45 лет, то теперь в зоне риска оказалась группа граждан от 30 до 40 лет. Ведь именно они являются наиболее активными пользователями мессенджеров, которые так удобны мошенникам. Мы видим, что и схемы последних сместились в более «персонализированную» плоскость – перед тем, как написать жертве от лица педагога, мошенники изучают информацию о человеке, его детях и школе. Этим и обусловлен «успех» таких легенд – когда вам звонит «директор» школы и говорит, что вы не сдали деньги на какую-то глобальную цель, из-за чего ребенку грозит отстранение от уроков, вам некогда проверять контакты. Единственная реакция – надо поскорее решить вопрос. Это и является ключевой ошибкой», - рассказывает Анна Романенко, директор департамента коммуникационной политики «Выберу.ру».