Исследования, проведенные специалистами РСПП, показали: большинство российских бизнесменов (77,3%) убеждены, что самый надежный и эффективный способ выстраивания отношений с властью — это личные связи. В то же время опрошенные признают: подобный менталитет противоречит принципам равноправия, здоровой конкуренции и мешает объективной оценке компаний представителями власти.
На втором месте по эффективности — взаимодействие с государством через бизнес-ассоциации и отраслевые объединения (42,4%). При этом всего несколько лет назад, в 2009 году, бизнес ассоциации едва входили в пятерку. По данным исследования Высшей школы экономики (ВШЭ), лишь 19% бизнесменов считали их эффективным инструментом при общении с властью. Но уже в 2015 году 38,4% предпринимателей сошлись во мнении, что для лоббирования своих интересов и налаживания контактов с органами власти бизнесу следует активно участвовать не только в бизнес ассоциациях, но и круглых столах, конференциях и тому подобных мероприятиях.
Как отмечает идеолог ассоциации «Российское сообщество», основатель компании «Деловая афиша» Максим Никитинский, с наступлением кризиса интерес российских коммерсантов к бизнес объединениям усилился: «Внешняя среда сегодня слишком агрессивна по отношению к частным инициативам, в одиночку выжить в ней становится все сложнее. Инстинкт самосохранения бизнес-единиц приводит их к созданию сообществ, которые в условиях кризиса могут сформировать свои внутренние правила поведения и найти способы противодействия неблагоприятным внешним факторам».
К примеру, в Санкт-Петербурге начал функционировать бизнес-кластер «Дело» — заведение закрытого типа, попасть куда можно только по абонементу или персональному приглашению. На этой площадке объединились деловые сообщества, государственная инфраструктура поддержки предпринимательства и корпоративный сегмент. Здесь назначают встречи, подписывают контракты и решают проблемы бизнеса. Коммерсанты из других городов нашей страны называют площадку «окном» в Северную столицу.
«Платформа для таких встреч создана именно в Санкт-Петербурге, потому что наш город — один из лидеров по количеству деловых объединений. В двухстах бизнес-клубах, предпринимательских ассоциациях и союзах состоят около 5 000 участников, причем с каждым годом их становится все больше», — подчеркивает Максим Никитинский. Потенциал тоже впечатляет: на сегодня в Северной столице зарегистрировано 350 000 бизнес-субъектов, из которых не меньше 200 000 заняты активной коммерцией.
Анализ, проведенный ВШЭ, показывает, что общественные объединения предпринимателей помогли получить финансовую поддержку местных властей 5,7% опрошенных коммерсантов, а организационную — 17,5%. Благодаря бизнес-ассоциациям региональное финансирование стало доступно 14.9%, а оргподдержка — 19%. Федеральной же властью были выполнены просьбы о финансовой помощи 10,1% предпринимателей, а оргподдержка была предоставлена 6,2% респондентов.
Почти половина российских бизнесменов уверена: власть относится к ним как к «кошельку»
16.12.2016
По данным опроса, недавно проведенного Российским Союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), 48% бизнесменов нашей страны считают: представители власти относятся к ним как к «кошельку» и видят, прежде всего, источник финансовых вливаний в бюджет. Между тем еще в 2014 году отечественных коммерсантов, которые придерживаются такого мнения, было на 6% меньше, чем сейчас.