Погонщики роботов, астротурфинг и котики


Цифровая трансформация и новые технологии в индустрии коммуникаций В минувшую пятницу эксперты АКОС провели мастер-класс в рамках специального курса РАОС для преподавателей ВУЗов. Управляющий партнер агентства Гуров и партнеры Филипп Гуров, проектный директор digital-агентства Интериум Айта Лузгина, директор по работе с клиентами агентства Р.И.М. Дмитрий Долгов и креативный директор Brusnika Agency Анна Морозова рассказали о цифровых коммуникациях, о том какие изменения ждут профессию пиарщика и как готовить студентов в условиях быстро меняющегося мира. Модерировала беседу председатель АКОС и генеральный директор исследовательской компании PR News Лилия Глазова.

."Информационный пузырь"

Каждый из нас сейчас перегружен информацией и находится в собственном “информационном пузыре”. Мы чистим ленту своего фейсбука, отписываемся от людей с несхожей позицией и потребляем новости только из лояльных нам источников. Среди возможных психологических причин, объясняющих возникновение подобных “информационных пузырей” — усталость пользователей от бесконечного потока неструктурированных данных, неспособность к систематизации и критическому анализу информации. Пиарщикам приходится мимикрировать и трансформироваться, чтобы получить возможность пробить чужой “информационный пузырь” и достучаться до необходимой аудитории.

Управляющий партнер агентства Гуров и партнеры, Филипп Гуров: «Интернет становится умнее, digital-технологии развиваются и все больше вытесняют реальных людей. Мы все чаще сталкиваемся с таким явлением, как астротурфинг. Нейросети с легкостью создают новых людей, машины, дома и целые города, которые способны оказывать искусственную поддержку бренду или компании, мастерски маскируя ее под реальную общественную инициативу. Последний рубеж обороны — котики. Пока ни одна нейронная сеть в мире не умеет правдоподобно изображать котов».


Так куда же движется интернет и всеобщая диджитализация?


Первый и, пожалуй, важнейший тренд развития мировой сети — это конвергенция, то есть сближение форматов и платформ. Мы все меньше понимаем, что перед нами: газета, телевидение или социальная сеть. Мессенджеры становятся основными интернет-сервисами, достаточно посмотреть на обновленную стратегию и дизайн фейсбука. Возрастает важность цифрового следа, который оставляет человек, инфографика действует лучше длинных текстов, а бренды переходят на кроссплатформенность, необходимо уметь достучаться до человека через любой удобный для него гаджет. Еще один ключевой тренд развития интернета — геймификация. Применение подходов, характерных для компьютерных игр в неигровых процессах привлекает новых потребителей, увеличивает их вовлеченность и буквально “подсаживает” на продукт или бренд. Все это открывает возможность для манипуляции пользователями. Награда с переменной вероятностью — технология манипуляции, слезть с которой человеку практически невозможно.
Привычным явлением становится “интернет вещей”, количество подключенных к сети устройств уже давно превышает численность населения земного шара, в 2020 году эта цифра приблизилась к ста миллиардам. Умные вещи вытесняют человека из множества процессов и как следствие целевыми аудиториями маркетологов и пиарщиков становятся не только люди. Если умный холодильник умеет составлять список необходимых продуктов, формирует и осуществляет их заказ, значит маркетологам необходимо работать именно с холодильником.


Пиарщики — погонщики роботов


Человек, который будет работать пиарщиком завтра, будет управлять не департаментом с живыми людьми, а роботами, которые возьмут на себя все функции нынешних пиар-отделов.
Роботизация происходит уже сегодня, пиарщику помогает множество роботов на разных этапах его работы. А/В тесты в социальных сетях, парсеры, чат-боты и платформы для автоматизации в создании контента — все это автоматизированные инструменты, способные значительно облегчить жизнь специалиста, взять на себя груз задач и сократить количество человеко-часов. Современный пиарщик уже немного программист, который должен уметь собрать лендинг на одной из множества онлайн-платформ, настроить систему аналитики и мониторинга.

Проектный директор digital-агентства Интериум, Айта Лузгина: «Мы часто учим стажеров использованию отложенного постинга, таргету или работе с рассыльщиками пресс-релизов. Вчерашние выпускники умеют хорошо написать релиз, собрать базу СМИ, но не понимают, что пиарщику не нужно ничего рассылать ручками, за него эту работу прекрасно выполнит платформа автоматической email-рассылки. Это практический навык управления элементарным роботом. Если вы научите студента пользоваться Mailchimp, он сможет освоить любой из подобных сервисов. Топ-3 инструмента, которыми должны уметь пользоваться юные пиарщики: роботы-рассыльщики релизов, инструменты мониторинга и аналитики и наконец системы автоматизации соц сетей. Студенты должны становиться погонщиками роботов еще до того, как начнут работать».

Суть профессии остается прежней, меняется ее инструментарий, как бы пафосно это ни звучало, пиарщик работает со смыслами и общественным мнением, меняются каналы и способы взаимодействия с аудиторией, сейчас коммуникация происходит через youtube-трансляции, Tik Tok и Instagram, через лайки и комментарии и главная задача хорошего специалиста — выбрать правильный инструмент под каждую конкретную задачу. Важно понимать, что за человеком всегда остаются стратегические решения и “красная кнопка”, а роботы забирают себе рутинную работу с массивами данных.


Как придумать идею и заставить ее работать в digital?


Современный мир постоянно меняется, перемены становятся рутиной, а главная задача бизнеса и человека — постоянная адаптация к новым условиям. Ученые давно пришли к выводу, что мы живем в так называемом VUCA-мире, который сложен, нестабилен, неоднозначен и неопределен. У всех нас разное мышление и быстрота реакций, но все мы способны генерировать идеи. Креативность — это мышца, которую можно и нужно тренировать. Это способность находить новые решения и достигать цели нестандартным путем. Креативность — это прежде всего прикладное творчество. Существует множество методик генерации креатива, это и известный многим мозговой штурм, и латеральное мышление, дизайн-мышление и др. Любой из этих подходов призван снять ментальные блокады и ускорить процесс рождения идеи.

Директор по работе с клиентами Р.И.М., Дмитрий Долгов: «Для того, чтобы у студента появилось хоть какое-то стратегическое понимание, он должен пройти свой собственный жизненный и профессиональный путь, должен постоянно работать, участвовать в различных проектах, получать по шапке, он должен нести ответственность. Только через тактику возникает стратегия, это, прежде всего, вопрос самосознания. Только через боль, обиду и бессонницу человек понимает стратегическое значение всего!».

Увеличенная и расширенная шкала пирамиды потребностей Маслоу, по которой живет каждый конкретный человек, демонстрирует, что для большинства взрослого населения важнейшей составляющей является фундамент пирамиды, который позволяет в дальнейшем думать о комфорте, признании и творчестве. Однако, деньги и стабильность — не самые важные факторы для молодых людей. Молодежь отличается наиболее эмоциональным восприятием реальности, от практики и первой работы они хотят получать радость общения с интересными людьми, персональное развитие и самосовершенствование, признание через реализацию собственных творческих идей. Исходя из всех этих критериев можно сделать вывод, что в качестве первой практической работы студентов следует ориентировать на бизнес-сектор или так называемый третий сектор, который представляет собой НКО, общественные движения, активистские организации и эндаументы. Эти именно та среда, которая позволит максимально комфортно развивать и нарабатывать свои профессиональные компетенции.

«Партнерство между ВУЗами и отраслевыми ассоциациями очень важно. АКОС не первый год участвует в таком воркшопе для преподавателей. В этом году онлайн формат расширил региональную представленность вузов. В таких мероприятиях самая интересная часть — это всегда дискуссия, а диалог между теорией и практикой особенно увлекателен!», - Лилия Глазова, председатель АКОС, генеральный директор PR News.