Порт будущего должен быть цифровым!


В Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова в Санкт-Петербурге состоялась II Национальная научно-практическая конференция «Системы интеллектуального управления и искусственный интеллект: теория и практика». Сергей Нагибин, д.т.н., профессор, первый советник генерального директора компании «Динамические Системы», подробно осветил вопросы использования систем искусственного интеллекта для оптимизации логистики Ж/Д – Порт («Умный» порт).

Порт будущего должен быть цифровым!
В Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова в Санкт-Петербурге состоялась II Национальная научно-практическая конференция «Системы интеллектуального управления и искусственный интеллект: теория и практика». Сергей Нагибин, д.т.н., профессор, первый советник генерального директора компании «Динамические Системы», подробно осветил вопросы использования систем искусственного интеллекта для оптимизации логистики Ж/Д – Порт («Умный» порт).

В настоящее время основным трендом в развитии информационных технологий является перенос в цифровую среду функций и бизнес-процессов, ранее выполняемых людьми. Создание такой информационно-технологической структуры цифровой экономики включает в себя системы, которые могут решать различные управленческие, информационные, аналитические и другие задачи. В докладе была представлена концепция создания подобной цифровой среды для «Умного» порта.

В соответствии со «Стратегией развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года» прогнозируется сохранение тенденции к повышению объемов перевозок грузов. Таким образом, чтобы не только сохранить, но и повысить конкурентоспособность национальной торговой системы на международном уровне, необходимо уделять особое внимание эффективной работе морских портов.

Особенность работы порта заключается в огромном количестве процессов и портовых операций, которые необходимо учитывать — это и управление морскими перевозками в режиме реального времени, и мониторинг территории, а также контроль допуска в порт и передвижения грузовых судов, сопоставление и планирование маршрутов, исходя из прогноза погоды и загрузки порта, анализ данных о движении судов и т.д. Прогнозирование спроса на обслуживание судов повысит эффективность их перемещения по акватории порта и планирование погрузки-выгрузки.

Более того, для результативной работы порта важны не только морская, но и железнодорожная, и складская составляющие. Управление логистикой железнодорожного узла включает разработку цифрового паспорта, описывающего ж/д составляющую с учетом путей, стрелок, семафоров; разработку оптимального расписания подвижных локомотивов и контроль выполнения составленных планов. И порт, и ж/д узел — это сложные гетерогенные структуры большой размерности. Поэтому и в порту, и в ж/д узле необходим мониторинг и решение задач транспортной логистики для создания объективной картины происходящего в реальном масштабе времени.

Получается, что чем надежнее сбалансированы между собой морские и ж/д мощности, а также скоординирован их ритм работы, тем продуктивнее будет взаимодействие между ними. В противном случае, будут наблюдаться снижение эффективности, простои судов и железнодорожных вагонов, увеличение времени нахождения железнодорожного и морского транспорта в порту под обработкой, и как следствие — задержка доставки грузов до получателей.

Однако, при общей цели — сокращение простоев судов и вагонов, задачи порта и ж/д структур отличаются. Порты более подвержены рискам потери ритмичности работы. Например, погодные условия (сильный ветер, дождь, снег, сбои ритмичности графиков прибытия судов) влияют не только на работу порта, но и сказываются на графиках разгрузки/погрузки ж/д узла.

Чем сложнее система, тем выше должен быть уровень автоматизации системы мониторинга. Для решения этих задач и создания единой цифровой среды «Умного» порта компания «Динамические Системы» предлагает использовать зонтичные системы средств управления, контроля и анализа обобщенного состояния сложных, гетерогенных информационно-технических инфраструктур на базе российской программной платформы PhoenixDS и программного комплекса Нувола.

PhoenixDS и Нувола создают единую цифровую управленческую среду, обеспечивающую широкие возможности для сбора, обработки и анализа больших объемов информации со всего ландшафта предприятия и его сфер деятельности: мониторинг технической структуры, бизнес-процессы, планово-экономическую деятельность, развитую систему аналитики, управление транспортной логистикой, способность к развитию бизнес-процессов. Данные обрабатываются в соответствии с предъявляемыми требованиями и могут затрагивать несколько уровней представления и визуализации — тактический, стратегический и оперативный.

На основании обработки и анализа в реальном времени всей совокупности поступающей в систему информации, система вырабатывает рекомендации по оптимальному ведению технологического процесса с учетом работ по техническому обслуживанию и ремонту, а также позволяет моделировать различные сценарии реализации тех или иных производственных решений с использованием технологий искусственного интеллекта. Более того, выполняется анализ и управление погрузочным и перевозочным процессами, предупреждается возникновение конфликтов в логистической сети. Как результат, обеспечивается прозрачность управления, руководству предприятия и службам эксплуатации доступна в режиме реального времени объективная информация о ходе производственных процессов, повышаются объемы перевозимых грузов, минимизируется количество незапланированных простоев.

«Использование зонтичной платформы PhoenixDS и ПК Нувола в качестве мониторинга портовой инфраструктуры и логистики железнодорожной составляющей позволит существенно повысить эффективность работы за счет синергетический эффекта, создав единую цифровую управленческую структуру «Умного» порта». Это повысит производительность и безопасность, а также сведет к минимуму ошибки человеческого фактора», — комментирует Сергей Нагибин, первый советник генерального директора компании «Динамические Системы».