Доброе утро! С Вами рубрика «Завтрак с предпринимателем», в которой мы даем практические советы по открытию и развитию бизнеса. Сегодняшний наш гость – учредитель СТО «Авторешение» Вадим Федченко.
Здравствуйте!
Вадим, давайте сначала поговорим о том, насколько рентабелен данный вид бизнеса. Возьмем, допустим, автосервис на 10-20 сотрудников.
В нашем случае в качестве единицы измерения лучше использовать посты, а не количество сотрудников. Значит, мы будем вести речь о 2-5 постах. Рентабельность начинается тогда, когда покрыты все расходы. Основные затраты автосервиса, которые необходимо заложить в первую очередь – аренда и оплата персонала. Также стоит учитывать административные расходы, налоговую нагрузку.
При этом, рентабельность растет при увеличении количества сотрудников. Один и тот же административный аппарат может обслуживать как 10, так и 30 человек, если все правильно организовать.
Помимо того, что Вы перечислили, необходимы же еще и единоразовые вливания, которые также закладываются в рентабельность. Какие?
Говоря об автосервисе в 2-5 постов, необходимо закладывать затраты на большую площадь помещения. Должна быть предусмотрена площадь под необходимое количество подъемников и под два поста без подъемников - для электрика – диагноста, а также, так называемый, отстойник для длительных работ.
Существенную статью расходов необходимо закладывать и на покупку оборудования. Для любого размера автосервиса необходим компрессор, чтобы всегда был воздух для пневматического инструмента. Также необходимы подъемники: 3-5 стандартных подъемников, возможно 1 легкий подъемник. Необходимо и диагностическое оборудование. Оно специфическое и покупается либо сразу готовое «под ключ» за очень дорого, либо собирается самостоятельно на базе отдельных ноутбуков. Обычно этим занимаются сами диагносты, это их сфера.
Также необходим ручной инструмент на конкретное рабочее место. Но тут встает вопрос контроля за его состоянием, за тем, чтобы люди за ним ухаживали и следили как за своим личным. Как это сделать? Использовать более простой способ – нанять на больший процент механика со своим инструментом для работы.
Кроме всего прочего, желательно наличие сварочного аппарата. Но под эти работы должно быть подготовленное место – должны соблюдаться требования по пожарной безопасности.
Достаточно актуальная всегда проблема – размещение и хранение инструментов. В автосервисе должна быть какая-то хозяйственная часть, либо склад, чтобы ничего не валялось под ногами.
И какая площадь требуется под такой автосервис?
Одно просторное рабочее место – 30 метров. Исходя из такой площади, есть, где поставить стеллажи для хранения, поставить верстаки, тумбы для инструмента. Сюда лезет подъемник и останется место, чтобы ходить. Таким образом, на 5 постов требуется около 150 метров.
В эту же площадь включается и административная часть. Это, если нет большого склада. А как показала практика, в нынешних реалиях в больших городах свой склад иметь сервису по запчастям очень не обязательно - можно ограничиться такими мелкими вещами как крепеж, все крупное, например, в Петербурге, будет в 90% случаев доставлено течение 2-3 часов. В целом, на административную часть закладывается примерно 10 метров. Это 2-3 рабочих стола с компьютерами и стеллажами за спиной для менеджеров, которые управляют процессом и работают с клиентами.
Если говорить о структуре персонала – какую долю в автосервисе на 3-5 постов занимает административный персонал, а какую - исполнители?
В идеале, при 2-10 постах необходимо 3 менеджера в смене. Один из них - это человек, который занимается работой с клиентами, также должен быть менеджер производства - либо старший мастер, либо начальник производства, тот кто отвечает за то, что производство работает. И должны закрываться функции отдела запчастей, складской работы, делопроизводства, кассира, диспетчера, который отвечает и разводит звонки. Это все можно закрыть тремя людьми, при этом сохраняя удобный для клиента функционал дилера.
А если брать конкретно по вакансиям, то какие специалисты требуются автосервису на 5-10 постов?
Для 5-10 постов оптимальный состав на рабочую смену это 1-2 электрика - диагноста, все остальные это механики. И 3 представителя административной части, может быть еще 4-ый человек – это простой администратор, который занимается текучкой – чтобы офис работал. Да, тут еще нужно учитывать уборку, охрану. В идеале такой тип работ лучше отдавать на аутсорсинг.
Если идти дальше по требованиям, которые предъявляются и делать все по правилам, то там уже будет необходим ответственный по пожарной безопасности, ответственный за экологию. Это все может закрывать один менеджер, прошедший необходимое обучение. А вообще, хороший сервис можно увеличивать до бесконечности – всегда найдется какую работу делать на станции: можно брать отдельного установщика дополнительного оборудования, можно брать отдельно кузовной участок. Но если мы говорим о среднестатистическом сервисе, то ограничимся вышеперечисленным.
А что у такого срендестатистического сервиса с бухгалтерией? Аутсорсинг или штатный бухгалтер?
Бухгалтерия отдается на аутсорсинг и о ней имеет смысл начинать говорить с 2 постов. Стоить она будет от 5 до 15 тысяч в случае, если штат 15-20 человек. Рекламу и маркетинг лучше также курировать самим и при этом искать исполнителей на простую работу, которая занимает большое количество трудочасов: написание текстов, наполнение чего либо. Но при этом, повторюсь, маркетинговый план при таком размере автосервиса, лучше составлять самим.
А какую форму организации автосервиса Вы бы посоветовали для такого автосервиса?
Зависит от конкретных целей. Можно открыть ИП под каждого механика. В этом случае, все заключают между собой договора на выполнение конкретных работ за определенное вознаграждение. Тот, кто является организатором автосервиса в своем регионе, выясняет, какое налогообложение. Если есть вмененка – выбирает вмененку, если есть патент – выбирает патент.
В общем, можно в наших условиях выбрать достаточно щадящую систему налогообложения, достаточно простую по бухгалтерии. Основой аргумент в пользу открытие ООО – работа с юридическими лицами. Если такая работа предполагается, то тогда, скорее всего, лучше выбрать ООО.
А вообще, всю бухгалтерию, повторюсь, лучше отдать на аутсорсинг, так как в данной сфере периодически что-то меняется и лучше, чтобы профессионал отслеживал все эти изменения на благо компании.
Какая еще необходима пакетная документация для работы автосервиса?
Необходимо пройти добровольную сертификацию – получить сертификат соответствия на выполнение конкретных видов работ, которые выбрал автосервис. Каждый вид работ вписывается отдельно в сертификат: можно выбрать широкий перечень, можно специализироваться на какой – то одной работе. Стоит это 2 тыс. за позицию за сертификацию на год по одному виду работ.
Также есть определенные требования МЧС. На их сайте раньше была очень хорошая памятка для небольшого предпринимателя, в которой наглядно показывалось все, что необходимо иметь, чтобы соответствовать требованиям пожарной безопасности.
Есть требования по экологии. Приезжает специализированная организация, которая измеряет, обмеряет, смотрит, выписывает средние данные и потом выдает экологический паспорт. Но это все делается не сразу, желательно все это сделать в ближайшие три года. То есть, есть время начать, встать на ноги, а потом уже привести в соответствие все эти требования.
Первые три года с большой долей вероятности никто проверять никого не будет, но и пренебрегать такими вещами тоже не надо – лучше сразу начинать потихоньку готовиться соответствовать и становиться хорошим, правильным автосервисом. А как это сделать- мы рассмотрели выше.
Ну вот, мы вроде затронули все основные вопросы, связанные с открытием автосервиса. Надеемся, мы были Вам полезны! Спасибо, всего доброго!
До свидания!
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЦЕПТЫ ПО ОТКРЫТИЮ АВТОСЕРВИСА ОТ УЧРЕДИТЕЛЯ СТО "АВТОРЕШЕНИЕ" ВАДИМА ФЕДЧЕНКО
23.08.2016
Доброе утро! С Вами рубрика «Завтрак с предпринимателем», в которой мы даем практические советы по открытию и развитию бизнеса. Сегодняшний наш гость – учредитель СТО «Авторешение» Вадим Федченко.