Участники дискуссии обсудили основные направления развития пищевой и перерабатывающей промышленности, проанализировали модели сотрудничества российских и международных переработчиков с отечественными агропроизводителями, обозначили основные проблемы на пути к эффективному партнерству и способы их решения.
Сессию открыл директор Департамента пищевой, перерабатывающей промышленности Минсельхоза России Евгений Ахпашев. Он выступил с докладом о состоянии и направлениях развития отрасли. В ходе выступления г-н Ахпашев отметил, что по итогам последних лет объем производства пищевой продукции в натуральном выражении растет незначительными темпами и медленнее, чем производство продукции сельского хозяйства. В существующей структуре импорта преобладает продукция с высокой добавленной стоимостью, а экспорта — сельскохозяйственное сырье. Таким образом, импортозамещение и производство продукции на экспорт являются потенциалом для развития российской перерабатывающей промышленности.
Также г-н Ахпашев подчеркнул, что пищевая промышленность находится в состоянии постоянного поиска баланса интересов между всеми участниками рынка: поставщиками сырья, переработчиками, производителями оборудования, потребителями и инфраструктурой. «В таких условиях выстраивание партнерских отношений является важной составляющей работы переработчиков», — заключил руководитель профильного департамента.
Опыт сотрудничества российских переработчиков с малыми и средними производителями представили эксперты группы компаний «RUSPOLEBRANDS» (производство овощных консервов под брендами «Дядя Ваня», «Corrado» и др.) и холдинга «Солнечные продукты» (производство растительных масел и продуктов на их основе).
Тигран Телунц, президент ГК «RUSPOLEBRANDS», член правления ассоциации «Руспродсоюз» рассказал, что компания сотрудничает с несколькими сотнями фермеров по стране по ряду позиций (томаты, огурцы, кабачки и др.). Для них проводятся регулярные обучающие семинары, предусмотрены льготные цены на семена и капельное орошение, в целом, производство сырья находится под контролем компании. Для проверенных партнеров разработана система частичного финансирования.
Г-н Телунц обратил внимание, что по итогам 2015 года на долю фермеров пришлось только 16,2% в общем объеме валового сбора овощей в РФ. «Основная масса продукции (69%) производится внутри личных подсобных хозяйств, и она по объективным причинам не поступает на нужды промышленной переработки, так как не работает система снабженческо-сбытовой кооперации», — рассказал эксперт.
Ольга Ежова, директор по корпоративным коммуникациям холдинга «Солнечные продукты» отметила, что дефицит масличных в России оценивается в несколько миллионов тонн. «Дисбаланс между мощностями переработки и возможностями сельхозпроизводителей налицо. На наш взгляд, есть два пути решения этой проблемы: переход переработчика к стратегии вертикальной интеграции и стимулировании эффективности агропроизводства, содействия в повышении урожайности и доходности с гектара, — констатировала Ольга Ежова. — «Солнечные продукты» развивают оба направления. С одной стороны, мы традиционно сотрудничаем с производителями сырья — сегодня это более 1000 хозяйств в трех федеральных округах. Холдинг развивает программу авансирования аграриев, предоставляет посевной материал, средства защиты растений, привлекает банки для финансирования сельхозработ. С другой — мы рассчитываем на эффект от реализации нашего проекта развития мелиорации и растениеводства по технологии орошения в Поволжье, ключевым продуктом которого является соя. Пилотная стадия показала значительный рост урожайности сои на орошении при показателях масличности и протеина, не уступающих импортным аналогам. Переработка сои планируется на собственных МЭЗах холдинга».
В ходе панельной сессии Ольга Ежова подчеркнула, что серьезные препятствия для долгосрочного взаимовыгодного партнерства переработчиков и сельхозпроизводителей создаются перекупщиками сырья. «В период уборочной появляются «оборотистые предприниматели», скупающие у крестьян маслосырье по минимальным ценам, не обращая внимания на НДС, и даже за наличные. Естественно, ни о какой уплате налогов речь не идет. После чего та же самая семечка предлагается переработчикам уже по существенно завышенной цене, а также вывозится за пределы региона, где она была выращена. Мы считаем, что эту ситуацию нужно менять, стимулируя прямые связи между местными производителями и переработчиками, в том числе, путем создания благоприятных налоговых условий для всех участников рынка».
Представители международных компаний Cargill, Unilever и Макдоналдс рассказали о моделях партнерства с поставщиками сырья, среди которых можно встретить как крупные агрохолдинги, так и небольшие предприятия. При выборе контрагентов международные компании предъявляют жесткие требования не только к качеству продукта: важное значение играют способ производства и его влияние на окружающую среду, которые должны отвечать общей философии компании. К плюсам партнерства с международными переработчиками эксперты отнесли стабильный длительный спрос на продукцию и потенциальную возможность экспорта в страны, где представлена компания.
Подводя итоги, участники дискуссии высоко оценили роль малого и среднего бизнеса в развитии пищевой отрасли. Эксперты отметили, что несмотря на разность подходов российских и международных компаний, модели сотрудничества с агропроизводителями имеют много общих черт, например, наличие частичного финансирования, организация обучающих программ, контроль производства и другие.
Справочная информация
«Солнечные продукты» — российский вертикально интегрированный агропромышленный холдинг, специализирующийся на растениеводстве, производстве растительных масел и продуктов на их основе. Входит в тройку лидеров масложирового рынка.
В состав холдинга входят аграрные предприятия, элеваторные комплексы, маслоэкстракционные заводы в Саратовской области и Краснодарском крае, жировые комбинаты в Саратове, Москве и Новосибирске, а также торговые дома с широкой сетью представительств в России и странах СНГ. Численность сотрудников холдинга по состоянию на начало 2016 г. — более 5,2 тыс. чел.
«Солнечные продукты» занимают 2-е место в России по объему производства сырого подсолнечного масла, жиров и маргаринов для промышленности, 3-е место по объему производства фасованного маргарина и 4-е место на рынке майонезов, сохраняя лидирующие позиции во всех сегментах в домашних регионах. Холдинг входит в Top 25 крупнейших владельцев сельскохозяйственной земли в РФ, в управлении холдинга находится 157 тыс. га земель.
«Солнечные продукты» — ключевой актив группы компаний «Букет», реализующей проекты в аграрном секторе, пищевой промышленности, машиностроении, банковском и девелоперском бизнесе в России и за рубежом.
Подробнее на www.solpro.ru.
Ассоциация производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» – профессиональный союз, первая межотраслевая организация, которая объединила производителей и поставщиков продуктов питания независимо от оборота и производимого ими ассортимента из Центральной России и Северо-Западных регионов, Юга и Поволжья, Сибири, Урала и Дальнего Востока. В «Руспродсоюз» входит более 400 федеральных и региональных производителей и дистрибьюторов продуктов питания.
«Руспродсоюз» является одним из основателей Межотраслевого Экспертного Совета по развитию потребительского рынка и активным участником создания Кодекса добросовестных практик взаимодействия ритейлеров и поставщиков продовольственных товаров.
Производители и переработчики: в чем секрет эффективного партнерства?!
13.10.2016
В рамках выставки «Золотая осень — 2016» холдинг «Солнечные продукты» принял участие в панельной сессии «Как выстроить эффективное партнерство малых и средних производителей с российскими и международными переработчиками?»