Прозрачность сетевого бизнеса в России


Мария Михайлова, СЕО компании RC Group, рассказывает о том, как пандемия способствовала развитию сетевого IT-маркетинга в России, и как отличить добросовестные сетевые компании от финансовых пирамид.

RC Group — группа компаний, которая специализируется на развитии широкой линейки IT-продуктов в различных областях.
Наша компания появилась в начале 2020 года, когда мир захлестнула пандемия коронавируса. Торгово-сервисные предприятия стали терять клиентов, так как их бизнес-модели оказались недостаточно адаптированы к новым вызовам. Как в условиях локдауна удерживать покупателей и привлекать новых клиентов – вопросы, которые предпринимателям приходилось решать в моменте.
Первым продуктом стало приложение RC City – объединенная программа лояльности для малого и среднего бизнеса. Функционал позволяет следить за отзывами клиентов, создавать акции, начислять баллы за покупки, а также мониторить статистику.
Уже на старте мы выбрали исключительно сетевую модель дистрибьюции, то есть MLM.
Что такое MLM
MLM (или сетевой маркетинг) – это система прямых продаж, при которой компании привлекают независимых продавцов (дистрибьюторов) из числа собственных клиентов. Последние работают с покупателями напрямую и расширяют свою сеть.
Тренд в IT
Мировой рынок MLM прирастает на 2% в год, а количество занятых превышает 100 млн человек. Однако даже при достаточно внушительных темпах роста, существует стереотип, что по модели MLM могут работать только товарные компании. Например, производители БАДов, косметики, товаров для дома, некоторых продуктов питания.
Мы решили сломать это представление. Следом за программой лояльности мы запустили на рынок кассовые решения для бизнеса, эквайринг — продукт RC Processing, а потом и сотовую связь — RC Mobile. Кстати, последняя работает как для юридических, так и для физических лиц – и это тоже новшество для MLM в России.
Модель сетевой дистрибуции отличается высокой производительностью, за счет чего быстро распространяется на рынке, в первую очередь, в IT.
Столкнулись с недоверием
По данным World Federation of Direct Selling Associates (Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж — WFDSA) российский рынок MLM оценивается в $2,48 млрд (14-е место в мире). Однако модель сетевого маркетинга сильно дискредитирована. Причина не в самой модели, а в общей ситуации на рынке.
Во-первых, во многих российских MLM-компаниях еще с 90-х сильно страдает компетенция и этика продаж, потому что нет жесткого отбора кандидатов — в сеть может вступить практически любой желающий.
Мы сами обучаем дистрибьюторов, а сейчас еще и получаем лицензию на образовательную деятельность. Также развиваем контроль качества. Эти действия позволили нам создать сообщество профессионалов в работе как на конечного клиента, так и в секторе В2В.
Рынок MLM сильно «подпорчен» репутацией финансовых пирамид. Сейчас такая форма мошенничества стала очень популярной. Когда жулики узнали, что им самим не нужно привлекать людей в свои мошеннические схемы, а сами люди могут привлекать друг друга — пирамиды стали расти в геометрической прогрессии.
Развиваем MLM-индустрию в России
Несмотря на то, что сетевой маркетинг появился в России 30 лет назад, люди не до конца понимают принцип его работы. Поэтому очень легко обдурить даже вполне грамотного и образованного человека.
Самый действенный способ защитить население – постоянно информировать о мошенничестве в этой сфере, давать конкретные рекомендации, как не попасть на крючок недобросовестной сетевой компании или финансовой пирамиды. Мы ведем на эту тему социальные сети, даем комментарии в СМИ. Рассказываем, как отличить финансовую пирамиду от нормального сетевого бизнеса.

От этого зависит развитие MLM-индустрии в России, а значит – развитие самих компаний, которые в перспективе дадут миллионы рабочих мест нового поколения. Становясь дистрибьюторами, люди смогут решить множество социальных задач: приобрести современные компетенции, повысить уровень доходов. Легальный и прозрачный MLM-бизнес имеет огромное значение для страны.
Разработали методику оценки сетевых компаний
Мы вносим вклад в повышение прозрачности MLM-бизнеса в России.
Что мы делаем?
Создали методику скоринговой оценки сетевых компаний. При оценке важно принимать во внимание всё— и правовую основу деятельности, и математическую модель вознаграждения дистрибьюторов, и идею бизнеса, и качество продуктов и услуг, и команду головного офиса. Этой методикой сможет воспользоваться любая сетевая компания, которая заботится о своих дистрибьюторах и хочет подтвердить хорошую репутацию на рынке.
Создаем саморегулируемую общественную организацию (СРО), которая будет осуществлять сертификацию MLM-компаний.
Инициируем создание экспертной площадки при органах государственной власти для обсуждения и решения проблем сетевого рынка, в том числе на законодательном уровне.
Мы уверены, что наши действия значительно повысят прозрачность сетевых компаний и поспособствуют уходу с рынка недобросовестных игроков.


fosis
0