Рок, дисциплина и нейросети: о чем поет и думает фронтмен рок-группы Шерра


Музыка как стиль жизни, код как искусство и тишина как роскошь. Александр Шерра, солист перспективной рок-группы «Шерра», — не только музыкант, но и настоящий архитектор звука, мыслящий то как поэт, то как программист.

Рок, дисциплина и нейросети: о чем поет и думает фронтмен рок-группы Шерра
Мы поговорили с ним о том, почему творчество — это не про вдохновение, а про дисциплину, как он работает с нейросетями, а еще — о боли от шума, о ночных потоках творчества и о том, как найти свой путь между "нормальной работой" и внутренним зовом.

Начнем с главного. Что тебе дает музыка как деятельность? Это способ понять себя, сбежать от себя или наоборот — способ заявить миру, кто ты такой?

-Это способ самореализации. Думаю, каждый мечтает найти такой. Я делаю то, что у меня неплохо получается. Да и просто уже не умею жить по-другому. Все, что я делаю, я делаю вокруг музыки.

Ты говорил, что не обладаешь каким-то особым талантом. Как тебе удается добиваться результатов в творчестве? Это больше дисциплина или интуиция?

-Это дисциплина. У меня импульсивный характер, я могу неделю ничего не делать, а потом долго работать и спать по 4-6 часов в сутки. Но со временем мне стало ясно, что такой стиль жизни не очень хорош не только для творчества, но и для здоровья. Пришлось взять себя в руки и начать соблюдать режим дня.

-Еще я очень рассеянный, все забываю и вынужден постоянно все перепроверять. Не сделав этого могу легко совершить ошибку. Но я признаю эту свою черту и стремлюсь к самосовершенствованию, стараюсь все делать методично и регулярно.

Ты упоминал, что часто работаешь ночью и полностью погружаешься в процесс. Что помогает тебе входить в потоковое состояние творчества?

-Да, когда речь идет о написании нового материала, я часто работаю ночью, а раньше это и вовсе было на регулярной основе. Собственно ночь и помогает. Днем свет и посторонние звуки отвлекают меня от работы и не дают сконцентрироваться. А ночью этого нет, в ней царит темнота и тишина. То, что нужно, чтобы услышать собственные мысли.

Ты говорил, что музыка для тебя — это не только форма самовыражения, но и почти инженерная задача: услышать структуру, понять, как все устроено. Бывает ли, что ты больше анализируешь, чем просто наслаждаешься звучанием? Как балансируешь между технарем и артистом в себе?

-Возможно, это прозвучит странно из уст солиста рок-группы, но я довольно редко слушаю музыку для удовольствия — как раз потому что много анализирую. Наверное, в этом и выражается мое техническое мышление. А еще я стараюсь автоматизировать все процессы и выполнять неприятные задачи сразу, чтобы моментально забывать о них и больше не думать.

-Но рядом с технарем внутри меня уживается артист и романтик. Я ищу подсказки для творческих решений в обычных вещах и мелочах, которые нас окружают. И конечно пишу исходя из тех событий, которые происходят в моей жизни.

-А еще я стараюсь не забывать концепцию пяти чувств. Согласно этой концепции, в тексте должны быть слова, передающие объем: звуки, ветер, мурашки по коже, запах духов и тому подобное.

Кстати, о чувствах. Ты говорил о боли от хаотичных звуков. Что это значит?

-Мне реально больно, когда соседи начинают сверлить стену или когда музыкант не попадает в ноты. Конечно, и мой вокал далек от оперного пения, но слух у меня что надо, и хаотичные звуки меня очень раздражают. Это заметно и на репетициях с музыкантами. Я моментально слышу, если кто-то где-то не попадает. А с аранжировками мне нравится работать дома, в обстановке минимализма.

А как ты относишься к нейросетям в творчестве? Есть ли что-то, что ты уже пробовал или хотел бы попробовать в этой сфере?

-Я отношусь позитивно, хотя и понимаю так называемые “риски”. С нейросетями работаю практически каждый день, и выходит довольно неплохо. Конечно, сегодня от них нельзя требовать, чтобы они сделали за тебя всю работу от начала до конца. Но сделать классный фон для коллажа, написать текст, часть кода, исправить ошибки, набросать анонс выступления рок-группы, предложить базовую компоновку песни они вполне способны.

-И это однозначно техническая революция, которая пришла откуда не ждали. Я учился на программиста — и из меня он вышел плохой — но я одним из первых оценил возможности ИИ в творчестве.

Ты много работаешь с российскими IT-компаниями и соцсетями. Что тебе близко в их подходе? Почему кажется важным опираться на отечественные платформы?

-Еще учась в школе я заметил, что в IT-сфере происходит импортозамещение. Убрали из проката некоторый процент зарубежных фильмов и музыки, создали свои стриминговые платформы, потеснили многие зарубежные соцсети, стали развивать свои... Ну какой смысл вкладывать деньги в зарубежные сервисы, если их вот-вот спровадят из России или уже спровадили?

-Это реальность, которую мы не определяем, и она никуда не денется. Это то, что будет продолжаться — не пряником, так кнутом. Постепенно в нашей стране все станет русским. И это благоразумно, ведь если повесткой и общественным мнением не управляет наше правительство, то значит будет управлять чужое, но уже в своих интересах.

-Когда я работал в ивент-компании, я делал корпоративные мероприятия Газпрому, Яндексу, Сберу и много кому еще. Я видел этих людей в лицо, и должен сказать, что это замечательные люди. А там за бугром неизвестно что, и там всегда могут обмануть музыкальные группы и других творческих людей с выплатами, гонорарами и так далее.

Ты говорил о том, что твои слушатели — это разработчики, дизайнеры, архитекторы цифровых систем. Ты сам когда-нибудь хотел сделать что-то технологическое — сайт, софт, может, даже игру?

-Это какая-то магия, но да, почему-то на нас часто приходят творческие люди, люди искусства, специалисты IT-компаний, театралы, другие музыканты. Почему вокруг нашей музыкальной группы «Шерра» формируется такое сообщество, я не знаю. Но это так.

-Насчет сделать — я сам сделал сайт нашей рок-группы «Шерра». Если умею, то почему не создать все под себя и самому? Еще сам иногда какие-то дизайны делаю, но в основном по референсу от более опытных ребят. Ну и конечно я имею представление о веб-разработке и о том, как пишутся приложения и программы, но, опять же, программист из меня не очень. Да и времени сейчас нет на изучение этих тем.

Бывали ли в твоей жизни решения, когда страх оказаться не на уровне мешал сделать шаг?

-Да, конечно. Однажды ко мне пришел клиент с хорошими деньгами — миллионами — но я ему отказал. Боялся, что не смогу отработать такой приличный бюджет. Это было в рамках моей деятельность за пределами музыкальной группы. Я не только работаю над своими произведениями и выступаю, но и организую билетные мероприятия. Также помимо рок-группы у нас есть творческое объединение, в котором состоит много классных талантливых людей с разными компетенциями.

Что бы ты сказал молодым людям, которые разрываются между стабильной "нормальной" профессией и внутренней тягой к творчеству? Как найти баланс?

-Если тяга к творчеству сильна, то это путь, который проходит каждый. Сначала выходишь в хороший плюс на работе и копишь оборотный капитал. Затем упаковываешь на эти деньги свой собственный проект и создаешь творческий продукт, будь то музыкальная группа, стартап или кофейня. Потом, конечно, реклама и реализация.

-Продуманный до гениальности план звучит так: копишь деньги на полгода вперед, увольняешься и следующие полгода занимаешься только своим проектом или бизнесом. Если не хватило отпуска в полгода, чтобы поднять эту ношу, значит снова выходишь на работу и повторяешь те же шаги, пока не получится.

-Если все делать правильно, то рано или поздно работа по пятидневке отвалится за ненадобностью. Но надо хотеть, надо учиться, надо пробовать и очень много думать.



О группе Шерра

Российская музыкальная группа Шерра в настоящее время располагается в Санкт-Петербурге и создает музыку на пересечении альтернативного, поп-рока, панка, хип-хопа и электроники. Их треки обычно носят молодежный или лирический оттенок и являются цензурными. Коллектив видит своей целью вдохновение и радость для людей, работающих в креативной индустрии, и для всех представителей творческих профессий. Ранее группа выпустила альбом «Вечно 17». В основной состав на 2025 год входят Александр Шерра, Кристина Ракинова, Фёдор Владимиров, Александр Шарабарин, Артём Забозлаев, Игорь Аскер.


PRonline
+14.5