Роль стихов в жанре самодеятельной песни. Современные проблемы.

09.04.2019

Не одно поколение росло на стихах "авторской песни" . Стихи разобрали на цитаты. Но живо ли само явление - "Авторская песня" ?

Наверное , любой человек имеет более - менее чёткое представление о том, что есть «авторская песня», а что нет. Оное восприятие основано на типаже, относимом ко времени становления данного общественного движения . Тем не менее , поскольку само это явление так и не получило твёрдого определения, постольку значение «авторская песня», так и не сложилось в понятие. Отсюда , любое рассуждение о строгих критериях АП, здесь мне видится отчасти спекулятивным. А с учётом того, что в рамках этого музыкально поэтического направления нашли свою нишу адепты бесчисленных «форматов» через приставку «бард» - от бард-рока и бард-попсы до бард-оперы, то помимо размытого перечисления свойств, любые попытки определить жёсткие критерии «Авторской песни» кажутся беспредметными . Соответственно и о стихах, предлагаемых к этому направлению, можно сказать это же самое. Стихи «прогибающие» под себя мелодию и тексты, «прогибающиеся» под мелодию – в равной степени имеют место быть здесь.

Но уж коли мы упоминаем о «границах», значит всё же есть нечто , что их определяет? Конечно . Но, это не акцент на авторстве стихов и музыки. Определение авторской песни, мне кажется, сейчас находится совершенно не в культурной, а в некой социальной плоскости с одноимённым названием. «Авторская песня», как мне видится – это уже, в первую голову не музыкально поэтический жанр, а социальная структура, постепенно эволюционирующая из стихийного КСПшного движения в довольно упорядоченную систему администрирования со своими принципами и собственной иерархией. И предметом её, по сути , выступает здесь уже не песня, как таковая , а фестивально - концертная деятельность. С одной стороны, сами рамки этого музыкально поэтического направления всё ещё определяются авторитетностью «хранителей жанра» в соответствии с тем самым интуитивным представлением о формате, с которого мы начали этот разговор. И, вместе с тем, с другой стороны - диктатом нашего последнего слушателя, за счёт которого ещё стоит вся эта фестивально -концертная… И вот тут таится скрытый конфликт:

Целевой слушатель традиционной бардовской песни неотвратимо истощается. Для привлечения нового ценителя из узкого круга эстетически «продвинутой» категории не хватает , в целом , ни поэтической, ни композиторской силы. Однако субкультура АП как живой организм будет всеми силами бороться за существование . Так, в борьбе за выживание , она теперь вынуждена обращаться к разноформатной, далеко отстоящей от бардовских традиций, среде. А это значит, подстраиваться под её запросы , сформированные зачастую либо эстрадой, либо на зарубежных музыкальных традициях, либо… Во всех этих случаях, о стихах тут даже вопрос уже не стоит – тут скорее скажут о качестве «текста» . И «хранители» более не могут сопротивляться такому положению дел: Там, где на потребу концертной деятельности, словосочетание «автор-исполнитель» смещает акцент с первого слова на второе – там «хранители» уже «не в теме». Но, размывая границы жанра, поспешая , как ей видится , вдогонку за временем , «Авторская песня» неотвратимо теряет свою аутентичность. Неповторимость собственного лица.
Так где рамки жанра? Они либо во внутреннем ощущении самого автора, либо там где заканчиваются вкусовые пристрастия неискушённого слушателя. Но выбор-то всё равно остаётся за автором :)