РУДН – в числе первых трудоустраивает своих студентов


Российская система образования традиционно управляется консервативно-жесткими методами, которые не оставляют гибкости и не дают простор для творчества в разработке современных образовательных программ.

Постоянная модернизация госстандартов создала ситуацию, когда большинство вузов относятся к ним формально, при этом тратя огромное количество человеко-часов на изменение учебных планов, распределение компетенций и переписывание рабочих программ дисциплин. Одной из главной деятельности вузов стал документооборот. В идеале же время преподавателя вуза должно быть направлено создание современного образовательного контента, что будет повышать качество обучения – но на это времени остается совсем немного.
Стандарты, несомненно, нужны, однако требуя выполнение формальностей, они стирают связь образования с потребностями экономики.
Тем не менее, ряд федеральных вузов имеют право разрабатывать собственные образовательные стандарты, что позволяет им быть более гибкими и оперативней реагировать на изменения на рынке труда.
Основная жалоба работодателей – это отсутствие готового специалиста. После окончания вуза работодатели вынуждены вкладывать средства и время на «доведение» выпускника до уровня полноценного сотрудника.
Чтобы быть успешно трудоустроенным после окончания вуза, приобретать опыт работы нужно как можно раньше, например, можно начинать со стажировок на 1-2 курсе, чтобы к старшим курсам иметь представления о желаемой карьере, сферы деятельности, компании и начать работать.
Однако современная система образования в России очень слабо предполагает практикоориентированность – эффективное сочетание обучения с работой. Опыт работы по большей части становится индивидуальной проблемой студента/выпускника.
Здесь обнаруживается еще один недостаток – слабая связь вузовского образования с работодателями. Если у крупных ведущих вузов он устраняется достаточно успешно, у большинства других на это нет возможностей.
Например, на экономическом факультете в РУДН работодатели принимают прямое участие в обновлении учебных планов, введении и преподавании новых современных дисциплин, предоставлении мест на практики и стажировки. В Институте мировой экономики и бизнеса также реализуется обязательный курс по карьерным навыкам совместно с ведущими экспертами HR-консалтинга – по подготовке и адаптации студентов к рынку труда: студенты учатся составлять резюме, проходить все этапы интервью, включая решения тестов и кейсов, проходят профориентационные мероприятия по профессии, имеют возможность попробовать себя в разных отраслях в рамках практик. На старших курсах проводятся консультации с международными и российскими HR-компаниями.
Конкуренция на рынке труда растет и ужесточается. Можно говорить, что профессия экономиста будет востребована всегда благодаря своей универсальности и широте применения. Мы делает упор на формирование компетенций (soft skills), которые будут востребованы на выпуске – навыки критического мышления, международного общения, владения иностранными языками, креативного подхода к решению проблем, эмоциональный интеллект и другие.