Рынок микрофинансирования в ЮФО вырос на 44% в 2013 году


«МигКредит», одна из крупнейших микрофинансовых организаций в России, подвела итоги работы рынка микрофинансирования на Юге России.

В то время как российский рынок МФО вырос за 2013 год на 40%, совокупный показатель регионов ЮФО увеличился на 44% и достиг порядка 3,5 млрд рублей (39 млрд руб. по РФ без учета кредитных потребительских кооперативов и ломбардов). При этом по оценке экспертов «МигКредит» насыщение рынка микрофинансирование составляет на юге России не более 17%. Не менее 4 млн жителей ЮФО можно отнести к потенциальным клиентам микрофинансовых организаций.

Согласно подсчётам «МигКредит» в Южном федеральном округе действуют не менее 400 микрофинансовых организаций. Около 65% объема профинансированных займов в ЮФО приходится на Ростовскую область и Краснодарский край. При этом 39% рынка микрофинансирования ЮФО занимают 20 крупнейших российских игроков.

Компания «МигКредит» в Южном федеральном округе с начала своей работы в 2011 году выдала 19 400 займов на общую сумму более 510 млн. рублей. Рост количества профинансированных займов компании в ЮФО за 2013 год составил 37%. Средняя сумма займа достигла 26 290 рублей, а доля лояльных клиентов, т.е. обратившихся в компанию неоднократно, достигла в ЮФО 44%.

Сеть филиалов «МигКредит» в ЮФО на май 2014 года составляет 34 клиентских центра. В 2013 году на юге страны было открыто 14 новых офисов. Розничная сеть «МигКредит», включая партнерские салоны «Евросети», на май 2014 года насчитывает более 400 точек выдач микрозаймов.

По данным «МигКредит», женщины являются гораздо более активными клиентами микрофинансовых организаций в ЮФО, нежели мужчины. Женщины занимают долю 63% среди заемщиков юга страны. 65% заемщиков микрофинансовых организаций в ЮФО в возрасте от 31 до 50 лет. Молодежи в возрасте от 23 до 30 лет среди клиентов МФО 13%.

Цели займов клиентов микрофинансовых организаций в ЮФО распределяются следующим образом: 34% – повседневные расходы, включающие расходы на транспорт, предметы первой необходимости, ремонт иили покупку бытовой техники; 21% – ремонт квартиры или дома; 10% – развитие бизнеса; 6% – расходы на личный автотранспорт (ремонт, страхование и т.д.). Остальная доля распределилась между оплатой обучения, срочным лечением или покупкой медицинской страховки, покупкой подарков и пр.

В 2013 году увеличилась доля клиентов МФО с высшим образованием на 4 процентных пункта – с 11 до 15%. Что касается рода занятий заемщиков микрофинансовых организаций, то 27% из них являются работниками сфер обслуживания и торговли, 22% – офисные сотрудники, 15% – водители, строители и разнорабочие, 14% являются предпринимателями. Оставшаяся доля распределилась между работниками бюджетной сферы, пенсионерами, студентами и пр.

Стоит отметить, что к микрофинансистам стало обращаться больше предпринимателей – их доля возросла с 10 до 14%. Также чуть больше стало офисных сотрудников среди клиентов МФО – доля возросла с 17 до 22 %. Это произошло, в основном, за счет снижения долей пенсионеров и бюджетников.

«Изменение портрета клиента МФО свидетельствует о том, что в обществе постепенно развенчиваются стереотипы, связанные с микрофинансами, большинство из которых имеют мало общего с действительностью. Наши клиенты – это простые люди, которые испытывают временные финансовые затруднения. При этом это добропорядочные граждане, платящие налоги, воспитывающие детей, работающие в самых разных, но одинаково важных отраслях экономики страны», - отметила генеральный директор, председатель правления «МигКредит» Лора Файнзильберг.