РЫНОК ТРУДА И ТРЕНДЫ В ОБРАЗОВАНИИ, ИЛИ КАК ЗА ОДНУ ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ НЕСКОЛЬКО?


Надежда Рыбкина Генеральный директор издательства Юрайт Нехватка квалифицированных специалистов на современном рынке труда — это хроническая головная боль руководителя. Что делать в этой ситуации? Может ли российская система образования помочь, или предприятие должно решать все проблемы самостоятельно?

Действительно, желающих получить работу вроде бы много, а по-настоящему хороших специалистов заметно не хватает. Все предприятия с этим сталкиваются, и издательство Юрайт — тоже.
Возьмем, например, работу нашего редактора. Мы уже два десятилетия специализируемся на издании учебников для вузов и точно знаем: автор, даже если он прекрасный преподаватель и ведущий специалист в своей предметной области, не может самостоятельно создать качественный современный учебник. Превращение знаний автора в качественный информационный продукт, реализующий компетентностный подход к обучению и требования ФГОС 3+ (основополагающий стандарт в области высшего образования), — это целая технология создания, выращивания и продвижения учебника, и работа эта длится годами! Представляете, на каком уровне должны работать редакторы и методисты, чтобы их предложения принимались авторами? А ведь приходится работать с многими сотнями дисциплин, с разными научными школами!
Поэтому мы находим добросовестных людей с хорошим образованием и сами растим из них специалистов.
Пока это единственный действенный способ, которым вынуждены пользоваться практически все сильные предприятия из разных отраслей экономики. Но на это уходят значительные ресурсы и время.
Естественно, эта ситуация далека от идеала. Кстати, она тревожит не только руководителей, но и студентов, и их родителей. Ведь с высшим образованием связывают надежды на хорошую работу, достаток, карьеру, устойчивость… Это огромный семейный инвестиционный проект, растягивающийся на десятилетия. И если он дает сбой — это настоящая трагедия. И такие сбои — далеко не редкость. Даже добросовестные студенты лучших вузов, нашедшие работу по специальности, видят, как многого им не хватает.
И дело тут не только в отрыве высшего образования от практики (что, конечно, представляет существенный минус). Не менее важная проблема — высокая изменчивость рынка труда, появление спроса на новые профессии и изменение требований к существующим. Более того, сегодня длительность подготовки профессионала уже превышает среднее время жизни профессии в более-менее неизменном состоянии. Вузам трудно перестраиваться так быстро, не менее трудно и абитуриенту правильно выбрать свою образовательную траекторию. По сути, отмирает стереотип, согласно которому надо один раз вложиться в получение профессии (а образование — ключевой элемент этого проекта), а потом можно работать до старости.
В современной и будущей экономике так не получится. Людям придется постоянно доучиваться и переучиваться.
Одних тренингов и курсов тут не хватит, придется получать второе, а возможно и третье высшее образование, постоянно повышать свою квалификацию.
Это и есть концепция непрерывного образования, которая повлияет на жизнь и вузов, и сотрудников, и руководителей предприятий.
Как этот тренд связан с кризисом в экономике?
Кризис заставляет руководителей предприятий искать новые возможности развития, например, создавать новые продукты, внедрять прогрессивные технологии менеджмента. Чтобы это сделать, мало воодушевить и мотивировать сотрудников, они должны приобрести новые навыки, а возможно и специальности. Как правило, речь идет о достаточно глубоком погружении в новую область. Дальновидные сотрудники отлично понимают выгоды этой ситуации и готовы разделить с предприятием бремя расходов. Разумеется, предпочтительны дистанционные формы обучения, позволяющие совмещать получение знаний с текущей работой.
Кто должен будет готовить новые кадры: вузы или система корпоративного образования? Будет ли такое обучение дистанционным?
Сейчас трудно сказать. Скорее всего, произойдет симбиоз: вузы станут более практикоориентированы, а корпорации сами придут в вузы через базовые кафедры, целевой набор студентов, кредитование и другие виды взаимодействия. Но какими бы ни были формы непрерывного образования, ясно, что потребуется передать многим учащимся, распределенным по всей территории страны, не отдельные сведения или практические приемы, а целостную систему знаний. А это умеет делать только высшее образование. Это, кстати, хорошо понимают в крупном бизнесе. И уже сегодня его представители говорят о необходимости переноса методик преподавания из вузов в корпоративные университеты.
Качество традиционного образования описывает формула: учебник + преподаватель. Без хорошего учебника, объединяющего теорию и практическую часть, невозможно передать целостную систему знаний и закрепить ее. А без хорошего преподавателя не получается вызвать и поддерживать интерес учащегося, зажечь его. Если обучение основано на информационных технологиях, то формула несколько видоизменяется и выглядит так: контент + контакт. Контент — это современное и практикоориентированное информационное наполнение электронных и онлайн-курсов, которые могут применяться в аудитории и дистанционно. А контакт — это все та же активная связь тьютора (преподавателя дистанционного образования) и студента, но реализованная с помощью ИТ-инструментов.
Хочу отметить, что контакт предполагает встречную активность: преподаватель информирует, увлекает, зажигает, даже провоцирует. А учащийся активно требует знания, настаивает на своем праве получить качественное и современное образование. Такие отношения достаточно типичны для западных университетов, но в российском высшем образовании они пока редкость. Однако если мы говорим о втором высшем образовании, то здесь мотивация учащихся высока, и за свои знания они будут бороться.
Соответствуют ли этим требованиям современные электронные и онлайн-курсы?
На мой взгляд, пока нет. Возможно, есть единичные исключения, но в целом картина такова, что слишком большое внимание уделялось самим информационным технологиям и слишком малое — контенту. Очевидная в своей простоте идея использовать готовый и проверенный годами учебник как основу контента электронных и онлайн-курсов — совершенно новая. Но она решает самые трудные вопросы, ставит все обратно с головы на ноги. Ведь над таким учебником уже поработали профессионалы: методисты, редакторы, корректоры, дизайнеры, маркетологи и многие другие.
Надо сказать, что создать на основе учебника контент электронного или онлайн-курса — это тоже задача нетривиальная. Здесь есть множество тонкостей, — это целая технология, которую мы постоянно совершенствуем. Однако методически выверенные структура и текст готового учебника — это отправная точка и огромный задел, ускоряющий создание качественного контента для дистанционного образования.
Каков же итог?
Непрерывное образование сотрудников действительно выгодно руководителям и фирмам. Но только если оно качественное.
Иначе это выброшенные деньги и время. В свою очередь, сотрудник может прожить несколько профессиональных жизней. И это уже не вызывающая удивление единичная частная инициатива, выпадающая из стандартной картины корпоративного поведения, а мощный объективный тренд, обязательное требование времени ускоренных изменений. Для сотрудников это большая возможность сделать свою профессиональную жизнь интересной на всем ее протяжении. Да, для этого надо будет серьезно учиться, несколько раз, а лучше непрерывно! Но достаточно скоро это станет привычным, что создаст учащимся сотрудникам определенный комфорт: предприятия будут поощрять их, помогать найти качественную программу, поддерживать финансово. Персонал будут мотивировать к обучению, это станет важным фактором укрепления его лояльности. А компания сможет получать лояльные кадры высочайшей квалификации, поддерживать дух инноваций и развития, дух творчества и образования, дух экспериментов, основанных на знании и расчетах.
Сегодня основная масса предприятий работает иначе, но общее повышение качества персонала ускорит процесс изменений. Компании и руководители, которые быстрее других научатся использовать эту новую реальность, получат большие преимущества на рынке в наше непростое время.