Как часто, глядя на картину в музее, мы задаёмся вопросами: «Что на ней изображено?», «Кто её автор?», «Нравится ли мне она?». А далее возникают более циничные, но не менее любопытные мысли: «Сколько она может стоить?». Говорить о цене музейных экспонатов довольно сложно и неэтично, особенно научным сотрудникам. А вот ценовая политика аукционов, на которых эти произведения искусства продаются, тема интересная, сложная и многокомпонентная.
Аукционисты всего мира, не важно, какое искусство они продают (первобытное, средневековое, барочное или современное), назначают за него определенную цену. Из чего они исходят? После осмотра состояния произведения, его атрибуции, составления провенанса и каталогизации группа экспертов аукционных домов устанавливает на их взгляд минимальную стоимость данного предмета, а затем прогнозирует возможную сумму, за которую он будет продан. Иногда аукционистам удается угадать итоговую стоимость, иногда она превосходит их ожидания, а порой и не оправдывает. Зачастую первоклассные произведения признанных мастеров уходят по цене, гораздо ниже предполагаемой. Так почему это происходит?
В нашей статье мы выделим пять основных факторов, влияющих на формирование стоимости, спрос и успех продаж того или иного произведения искусства, проходящего лотом на аукционе:
значимость (место) художника в истории искусства (обстоятельства биографии, эпоха, критика и т.д.);
спрос у коллекционеров на определенные темы и стили;
. симпатии и антипатии в сфере искусства;
благополучный провенанс («чистая репутация») произведения;
конъюнктура рынка, включающая экономические, культурные, политические, психологические и эмоциональные элементы.
В нашем представлении образ художника как представителя богемы овеян романтической притягательной аурой. Помимо достоверных данных (установленных историками на основе документальных источников) биографии знаменитых художников со временем обрастают мифами и легендами, и чем занимательнее, скандальнее, порочнее (алкоголизм, тюремные сроки, безумие, эксцентричность поведения и внешнего облика) и даже трагичнее они будут, тем с большим успехом произведения этих мастеров будут продаваться на аукционах. Другими словами – картины живописцев со сложной и драматичной судьбой в финансовом и эмоциональном плане ценятся у коллекционеров значительно выше. Художники-творцы, наделенные редким даром, должны иметь какие-либо отклонения от нормы, вести себя и выглядеть так, чтобы быть замеченными. Их беспорядочный, а подчас и маргинальный образ жизни – знак избранности и напоминание о том, что их искусство уникально, а значит и финансово ценно.
Чаще всего художники оказывались в тюрьмах по трем причинам: долги, оппозиция действующей власти и непристойное поведение. Нельзя говорить о том, что тюремный срок живописца непременно повысит стоимость его картин, однако он придаст ему орел героической смелости, жертвенности или, напротив, скандальности, что поможет привлечь покупателей.
Безумие – спутник многих талантливых живописцев. Если верить психиатрам, то творческие способности идут рука об руку с психическим отклонением. Замкнутость художника, его обособленный образ жизни, постоянные самокопания и самоанализ приводят к продолжительным депрессиям, странностям поведения и ограждению от внешнего мира. Многие мастера сознательно отказывались от лечения, боясь выздоровления, а вместе с ним и утраты дара, ведь часто во время галлюцинаций художникам являлись их будущие гениальные творения. Любопытно, что, если во время торгов всплывает информация, о том, что художник на момент создания продаваемой картины страдал от психического заболевания, то она резко подскакивает в цене, поскольку приступ безумия мог способствовать созданию выдающегося произведения искусства. И напротив, аукционисты редко упоминают о физических недугах или старости, так как это отпугивает покупателей: «Что, если проблемы со здоровьем или старческая немощь повлияли на качество исполнения работы?». Лучше продаются полотна, написанные художниками в расцвете сил.
Результатом безумия часто становится самоубийство художника. Доведённый до отчаяния сомнениями в собственных силах, одиночеством или психическими припадками он часто лишает себя жизни. Подобная смерть овеяна трагизмом и положительно влияет на динамику продаж работ живописца. Кроме того, безвременная смерть ограничивает количество произведений художника на рынке, тем самым делая их более ценными и эксклюзивными. Яркий пример – Франческо Бассано, покончивший жизнь самоубийством, выбросившись из окна вскоре после смерти отца в 1592 году. Склонность к ипохондрии художник унаследовал от матери. Он тонко чувствовал красоту и глубоко переживал происходящее с ним, что выделяет его композиции среди работ других представителей рода. Младшего Бассано сегодня называют самым талантливым художником династии. Вероятно, на его одаренность повлиял недуг, но, несомненно, драматический конец жизни этого живописца и малое число его картин делают Франческо чрезвычайно привлекательным мастером на арт-рынке.
Как лидера продаж искусства XX века можно назвать Винсента Ван Гога, с его лечением в психиатрических клиниках, отрезанным ухом, галлюцинациями и выстрелом в себя, подорвавшего здоровье алкоголем и умершего в возрасте 35 лет Амедео Модильяни и его покончившую с собой жену, а также прикованную к постели в результате аварии Фриду Кало. В топ-число старых мастеров входят бунтарь Караваджо, слепнущий Шарден, вечные антиподы – успешный Рубенс и не признанный современниками Рембрандт. Безусловно, искусство этих художников ценится, в первую очередь, за талант, мастерство и высочайший уровень исполнения произведений. Однако очень многих покупателей куда больше волнует и стимулирует к покупке не тот факт, что Караваджо был основателем нового стиля в живописи (караваджизм), а то, что в 1606 году его обвинили в убийстве. Так же и с Рубенсом – только искусствоведов и глубоких ценителей искусства занимают события 1608 года, когда Рубенс возвращается из Италии во Фландрию, где провозглашает начало новой эры, в которой отныне господствует неукротимый дух барокко. Увлекательнее данные о покупке роскошного дома в Антверпене и расходах живописца на его убранство. К ним присоединится и изящный Питер Кодде. Мало кто вспомнит полное название одного из лучших его произведений – «Тощей компании» – «Офицеры компании амстердамской арбалетной гражданской гвардии под командованием капитана Рейнера Реала и лейтенанта Корнелиуса Микаэля Блау». Но многие с удовольствием обсудят то, что художник был уличен в измене жене, арестован, после чего приобрел дом за 5000 флоринов в Кайзерграхте и завещал его своей экономке.
Впрочем, «скучная биография», буржуазный или консервативный образ жизни еще не отменяют успешности продаж картин художника на аукционах. Так, выдающийся портретист Никола де Ларжильер на протяжении всей своей жизни благополучно работал по заказам королей и придворной знати. Удача не изменяла ему. То же самое можно сказать и еще об одном живописце – Геоцинте Риго, чья творческая жизнь сложилась успешно, а заказов было столь много, что часто за самого художника работали ученики. Оба мастера не терзались творческими кризисами и сомнениями, имели множество регалий, были финансово успешны и признаны. Сегодня, когда их работы появляются на аукционных торгах, они неизменно поднимаются в цене и критерий успеха продаж здесь один – талант.
Гиацинт Риго написал портрет герцога Бургундского в 1703 году. Эта работа была показана на выставке в Лувре в 1704 году. Сегодня картина хранится в музее Кенвуд (132×104 см, Лондон, 2003 г., кат. 36, 160 – 163, репр.). Полотно имело большой успех и неоднократно было повторено мастерской Риго. В одном только музее Версаля хранится четыре его копии.
Во время торгов не менее важную роль играет и момент узнаваемости художника потенциальными покупателями. Живопись каждого большого мастера – это своего рода бренд, и чем более типичным и узнаваемым он будет, тем с большим успехом он продастся. Именно крупные аукционные дома отныне формируют и распространяют эти бренды. К числу самых известных и узнаваемых картин сегодня можно отнести – «Мону Лизу» Леонардо да Винчи, «Крик» Эдварда Мунка, «Сотворение Адама» и «Давида» Микеланджело, «Рождение Венеры» Боттичелли, «Подсолнухи» Ван Гога, «Свободу на баррикадах» Делакруа, «Американскую готику» Гранта Вуда и скульптуры Родена. Возможно, этот список несколько субъективен, но именно эти произведения знакомы абсолютному большинству даже тех людей, которые никогда искусством не интересовались (стоить отметить, что в XIX веке этот список выглядел бы иначе и первое место в нем занимали картины Рафаэля). Данные шедевры репродуцируются в интерьерах, на рекламных щитах, подарочной продукции, одежде, и дают возможность обывателям почувствовать свою сопричастность миру известных образов. Стоит ли говорить, что появление на торгах авторских или ученических реплик, копий или же просто вещей, созданных под влиянием этих знаменитых образов, будет иметь успех? Каждому покупателю в аукционном зале приятно про себя или в слух отметить момент узнавания художника по каким-либо характерным образам, чертам или живописному почерку. Человек, обладающий широким визуальным лексиконом, слышит имя Франса Снейдерса и перед ним возникают динамичные сцены охоты на диких зверей и роскошные натюрморты, семейство Бассано – множество фигур крестьян на переднем плане, домашних животных, зодиакальные аллегории и пейзажи в глубине, Гвидо Рени – вихрь движения и крупные фигуры страдающих святых, Адриан Браувер – пляски в тавернах, драки, искаженные пьяными гримасами лица, Герард Терборх – строгие и не большие по формату изображения голландцев в одеждах, характерных для протестантов, колкий взгляд обращенный на зрителя, и та особая тишина, которая свойственна лишь голландскому искусству XVII столетия.
Таким образом, чем типичнее для данного художника работа, тем выше она будет котироваться на торгах. Именно поэтому аукционные консультанты советуют своим клиентам остерегаться не свойственных для художника произведений: например, портретная живопись того же семейства Бассано будет оценена значительно ниже их многофигурной аллегорической и религиозной живописи. Так, проходивший в 2012 году в Стокгольме на аукционе Bukowskis мужской портрет Леандро Бассано вообще не был продан, возможно именно по причине не характерности данного жанра для художников этой династии.
Обращение художника к не типичной для него манере письма, сюжетной или образной тематике можно рассматривать как творческий поиск и эксперимент, причем не всегда удачный. Однако здесь есть важный нюанс. Если мы говорим о торгах живописью старых мастеров, то вплоть до XIX века сложно найти художника, который бы резко сменил манеру письма и привычную ему тематику, поскольку все живописцы работали в строгих рамках той стилистики, в эпоху которой жили. Отдельное место занимают художники, работавшие на рубеже XIX-XX веков. Клод Моне пишет «Впечатление. Восход солнца» и в 1874 году экспонирует его на первой выставке импрессионистов. Данное событие стало точкой отсчета для абсолютно нового искусства – ведь ничего подобного ранее не создавалось. Импрессионизм «оставил за бортом» многих художников-классицистов XIX столетия. Мастера старой школы пробовали свои силы в новом искусстве, радикально меняли манеру письма и пытались приспособиться к требованиям «искусства впечатлений». Но практически все они терпели поражение. В этом смысле – художники XX века выглядят более эклектичными. Они меняют техники, жанры, манеру письма, хотя и не всегда удачно. Так, Ренуар на склоне лет вместо юных красавиц, завтраков и персонажей Монмартра стал изображать грузных обнаженных купальщиц. Позднее творчество Ренуара искусствоведы называют провальным, а картины этого периода уходят с аукционов по более низкой цене. Примером удачного перехода от романтизма к импрессионизму может служить творчество мало известного в России художника Жозефа Альфреда Белле дю Пуаза (1823-1883). В Большом собрании изящных искусств ASG хранится образец его позднеромантической живописи «Мартин Лютер и рыцари Фридриха Саксонского 26 мая 1521 года». Художник работал над картиной в 1867 году, так и не завершив её. В данной композиции он еще не отступает от повествовательных традиций исторической живописи. Но проходит девять лет, «Восход солнца» Моне уже явлен миру, и мы видим совершенно иного Белле дю Пуаза. Около 1876 года он пишет «Мол в Трувиле» – легкий, наполненный светом и воздухом, чисто импрессионистический пленэр. Так Белле дю Пуаза стал одним из немногих, кто смог влиться в струю нового искусства. Сегодня цены на его живопись, как романтического, так и импрессионистического периода, достигают отметки в 100 тысяч евро.
На торгах живописью существует еще одно примечательное явление, связанное со знаменитыми художественными образами – это картины, имитирующие стиль работ какого-то большого мастера или же повторяющие его произведения. Для таких работ аукционисты используют термин «пастиш» (фр. pastiche: от итал. Pasticcio – пастиччо, букв. «смесь, паштет»). В основном подобные картины имеют успех на аукционах, поскольку покупатели ведутся на уже знакомые образы и ассоциации, с ними связанные. Нет ничего зазорного в том, что художники обращаются к великим работам да Винчи, Микеланджело, Рубенса, ведь они так прекрасны! Сотрудники аукционов часто пользуются подобными внушениями, дабы подороже продать пастиши. Чаше им это удается, но иногда случай играет и злую шутку – покупатели боятся быть обманутыми: что, если художник просто исписался, исчерпал запас творческой индивидуальности и занялся плагиатом? В данном случае остается опираться на качество исполнения пастиша, имя художника, создавшего его, и собственный эстетический вкус. Приведем пример нескольких пастишей из Большого собрания изящных искусств ASG, в которых художник круга Перино дель Ваги обращается к фреске Микеланджело «Сотворение Адама», мастерская Якопо Пальмы изображает Нептуна в той же позе, что и «Аллегория Дня» с надгробия Джулиано Медичи во Флоренции (автор Микеланджело), а Иоганн Купецкий пишет мужской портрет в образе Рембрандта.
Еще две причины, повышающие успех продаж картин на аукционных торгах, – это творческий кризис, настигший художника на момент написания работы и наличие дневниковых записей, которые могли бы пролить свет на обстоятельства ее создания. Периоды творческого бессилия бывают даже у гениальных художников, и справиться им с ними сложнее, чем писателям или музыкантам. У писателя, как и у композитора, весь творческий процесс происходит в голове. В любой момент он может прервать абзац и продолжить на следующий день. Для работы ему необходим лишь стол и письменные принадлежности. Конечно, и с писателями было не без особенностей, например, Шиллер мог творить лишь тогда, когда погружал ноги в ледяную воду. Композитору же необходим инструмент и нотный стан. Художники оказываются зависимыми от множества жизненных и визуальных факторов: может произойти конфликт с заказчиком, измениться погода и свет, уйти натурщик, пропасть тактильное удовольствие от контакта с художественными материалами. Все эти «капризы» только поднимают в глазах коллекционеров ценность творений, появившихся в муках.
Дневники вели многие живописцы: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрер, Делакруа, Ван Гог, некоторые импрессионисты и Энди Уорхол. Сегодня эти записи ценятся не только как великолепно написанные литературные образцы (многие художники обладали и писательским даром, в частности Микеланджело оставил прекрасные стихи) или альбомы с уникальными зарисовками, но и как дополнительные штрихи к личности их автора-художника. Мы не говорим о том, что любая картина художника будет продаваться на аукционе дороже, только лишь от того, что он вел дневники. Но именно благодаря им мы яснее можем представить себе бэкграунд художника, точнее оценить его искусство и определить оправданность стоимости его произведений на аукционе.
Что касается гендерного фактора и влияния на успех аукционных продаж картин, написанных женщинами, то здесь никакой явной закономерности не выявляется. Уже в наши дни Национальная галерея Лондона провела перепись всех художников, экспонирующихся в ней. Выяснилось, что среди них всего четыре женщины. Вплоть до XIX столетия женщины-живописцы вообще были явлением уникальным. Самой известной и одаренной женщиной художницей в числе старых мастеров была, безусловно, Артемизия Джентилески, имя которой знаменито наравне с ее отцом караваджистом Орацио Джентилески.
В XIX веке громкими стали имена Ангелики Кауфман, которая смело бралась за портретную, религиозную и мифологическую живопись, Элизабет Виже-Лебрен, Аделаиды Лабиль-Жиар, Розы Бонёр, позднее Мэри Кассатт и др. Мы можем отметить и еще одну интересную тенденцию – женщинам-художницам позировали, в большинстве случаев, женщины. Мужчины отказывались это делать, не желая ставить под угрозу свою мужественность.
Некоторые искусствоведы полагают, что картины, написанные женщинами, отличает излишняя скрупулёзность исполнения, что делает их композиции довольно скучными. Художниц авангардного жанра долгое время вообще не принимали всерьез, поскольку считали, что им далеко до той свободы и полета фантазии, на которые способны лишь мужчины. Однако если посмотреть на высокие суммы, за которые сегодня с торгов уходят картины Артемизии Джентилески и одной из самых продаваемых художниц XX века Гвен Джон (рекорд продажи ее картины составил сто шестьдесят девять тысяч фунтов), все вышеперечисленные доводы покажутся сомнительными, тем более, что в XXI веке социальная феминизация настолько утвердилась в сознании общества, что гендерный фактор утратил свое влияние на продажи «женского искусства».
Алина БУЛГАКОВА
Источник: Международный институт антиквариата
С точки зрения вечности: стоимость и цена искусства старых мастеров
01.09.2021
Как часто, глядя на картину в музее, мы задаёмся вопросами: «Что на ней изображено?», «Кто её автор?», «Нравится ли мне она?». А далее возникают более циничные, но не менее любопытные мысли: «Сколько она может стоить?». Говорить о цене музейных экспонатов довольно сложно и неэтично, особенно научным сотрудникам. А вот ценовая политика аукционов, на которых эти произведения искусства продаются, тема интересная, сложная и многокомпонентная.