Сетевой университет ЕАЭС как инструмент развития образовательной миграции


Если фундамент цивилизованной экономической интеграции стран составляет свободное перемещение рабочей силы, то долгосрочный успех процесса всегда обеспечивает взаимный обмен высококлассными специалистами

Сетевой университет ЕАЭС как инструмент развития образовательной миграции
Если фундамент цивилизованной экономической интеграции стран составляет свободное перемещение рабочей силы, то долгосрочный успех процесса всегда обеспечивает взаимный обмен высококлассными специалистами. Речь идет о кадрах самых разных компетенций – от «видящих» и знающих регион управленцах руководящего звена, до экспертов в области индустриального, инновационного, инфраструктурного развития. Их появление не может произойти спонтанно на пустом месте и требует активного сближения в образовательной и научно-технической сферах.

На территории евразийского пространства данная парадигма реализуется одновременно по нескольким направлениям, что отражает особенности существующих интеграционных форматов. Первым шагом стало создание на закате советского периода Евразийской ассоциации университетов (1989 г.). В дальнейшем интерес к формированию единого образовательного пространства выразили члены СНГ, что нашло отражение в соответствующей нормативно-правовой базе. По инициативе РФ создавались совместные российско-национальные славянские университеты: в Бишкеке (1993 г.), Душанбе (1996 г.), Ереване (1997 г.), Баку (2000 г.), Минске (2001 г.). В 2009 г. «Соглашение о сотрудничестве в области образования» заключили участники ЕврАзЭС.

Исключением в этом ряду стал ориентированный исключительно на торгово-экономическое партнерство Договор о ЕАЭС (2014 г.). Только в июле 2020 г. в него было решено внести поправки о прямом признании документов об образовании для облегчения трудоустройства выходцев из государств-членов Союза, которые намерены заниматься педагогической или юридической деятельностью.

В целом программа научно-образовательной интеграции в ЕАЭС проводится не на межправительственном, а на межуниверситетском уровне. В 2016 г. ректоры ведущих вузов России, Казахстана, Армении, Киргизстана и Беларуси подписали «Меморандум о взаимопонимании по созданию Евразийского сетевого университета». Проект продолжил опыт интернационального сотрудничества, основанного на работе региональных университетских объединений, таких как СУ ШОС (с 2008 г.), СУ СНГ (с 2010 г.), СУ БРИКС (с 2015 г.).

Ключевыми задачами СУ ЕАЭС является координация программ подготовки квалифицированных кадров по наиболее востребованным в Союзе специальностям, приведение к единообразию профессиональных стандартов, повышение престижа евразийских ВУЗов, развитие образовательной миграции, включая академическую.

Как показывает статистика, проблемы в данных областях требуют качественных изменений. По данным ЕЭК на 2017-2018 гг. доля учащихся высших учебных заведений в каждом из государств-членов ЕАЭС достигает сопоставимых 2-3% от всего населения. При этом суммарная численность получающих высшее профессиональное образование сокращается: с 6,9 млн. чел. на начало 2013/2014 учебного года до 5,3 млн. чел. на начало 2018/2019 учебного года. Единственная страна, показывающая рост показателей – Казахстан, где за указанный период количество студентов увеличилось с 559 тыс. чел. до 581 тыс. чел. Студенческая мобильность не высока. Из 5,3 млн. студентов страну обучения в границах Союза за последний год сменили 97 029 чел. – 1,8%.

Проблемой является и выбор преимущественно российских ВУЗов, которые на 2018/2019 учебный год приняли 87 488 студентов (90%) из стран ЕАЭС: 67 316 чел. – из Казахстана, 10 162 чел. – из Беларуси, 7 159 чел. – из Киргизии, 2 851 чел. – из Армении. По наблюдениям экспертов, Казахстан и Беларусь негативно воспринимают отток студентов и преподавательского состава в РФ, что обуславливает скептическое отношение этих стран к сближению в науке и образовании.

Очевидно, экспорт отечественных образовательных услуг и увеличение доли иностранных студентов соответствуют стратегии РФ. Эти цели заложены в соответствующей Концепции на 2011–2020 гг., а также в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г. Тем не менее, успехи в этом направлении весьма скромны, что свидетельствует о проблеме авторитета российской системы образования. В 2017 г. Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития зафиксировал в странах СНГ и ЕАЭС постепенный спад интереса к российским ВУЗам (в пользу ВУЗов дальнего зарубежья), к российским специалистам, а также к российскому рынку труда РФ. Наибольшее желание учиться в университетах РФ на тот момент проявляли жители Таджикистана (36%), Кыргызстана (28%), Казахстана (24%) – но и эти цифры сокращались.

«Утечка умов» и отсутствие пополнения из стран ЕАЭС – не единственная угроза. Для РФ образовательный обмен является необходимым инструментом «мягкой силы», обеспечивающей преимущества в регионе, где свое влияние с опорой на языковые и религиозные факторы утверждают Китай, Иран, Турция. Существенную роль играет и социально-экономическая отсталость стран ЕАЭС, благоприятствующая распространению русофобской и националистической риторики. С этой точки зрения продвижение культуры и образования способствует воспитанию поколения, обладающего объективным представлением об исторических предпосылках евразийской интеграции. Потеря подобных возможностей – непростительный просчет.

Возможность решения перечисленных проблем при помощи сетевого сотрудничества в образовании сегодня находится под вопросом, поскольку деятельность СУ ЕАЭС затруднена отсутствием полноценного нормативно-правового регулирования, ограниченностью финансовых и технологических ресурсов партеров, различиями национальных интересов. Тем не менее, проект имеет потенциал, основанный как на предшествующем опыте, так и на объективных реалиях, требующих «принудительной» образовательной интеграции. Изолированные системы в современном мире не конкурентоспособны, и СУ ЕАЭС должен стать связующим звеном в обмене студентами, аспирантами и профессорами на территории евразийского пространства.


Дмитрий Исповедников
Обозреватель Консалтинговой Группы "Good Life Consulting"