Складные смартфоны – имиджевые продукты


Производители мобильных устройств продолжают экспериментировать с выпуском гаджетов, которые имеют гибкий экран.

Производители мобильных устройств продолжают экспериментировать с выпуском гаджетов, которые имеют гибкий экран. В продаже представлены смартфоны с гибким дисплеем только двух типов, которые напоминают по форм-фактору раскладушку и планшет. Такие продукты отличаются высокой ценой и позиционируются в качестве имиджевых решений, которые доступны и предназначены для ограниченного круга лиц. Гибкие девайсы скромным тиражом выпускают и демонстрируют публике Huawei, Honor, Oppo, Samsung, Motorola, Xiaomi, концепты имеют Vivo и другие производители.

Раскладушка – это давно забытый формат телефонов. На этапе массового появления смартфонов с различными операционными системами они просто исчезли с рынка. Некоторое время производители предпринимали попытки их вернуть к жизни и выпускали «умные» раскладушки с сенсорным экраном. Однако практика показала, что такой формат не жизнеспособен – нет смысла дублировать функции ввода посредством сенсорного экрана и физической клавиатуры, которая к тому же по размерам сопоставима с дисплеем. Например, платформа Android изначально не была ориентирована на клавиатурное управление интерфейсом, логика которого сохранилась практически в изначальном виде и используется вплоть до настоящего времени.

Лишь с появлением гибких экранов производители вернулись к идее складывающихся телефонов. Современная раскладушка с гибким экраном – это типичный смартфон, размеры которого можно трансформировать (от портативного девайса в сложенном виде до типичного устройства с привычной диагональю экрана). Технология производства гибкого экрана затратна, она требует глубокой инженерной проработки и поиска новых идей для воплощения принципиально иного пользовательского опыта.

Важно вспомнить истории трехлетней давности, когда в 2020 году в массовую продажу поступили первые гибкие смартфоны. Тогда прикоснувшиеся к ранее неизвестным широкой публике технологиям покупатели решительно отделяли защитную пленку, умышленно повреждали шарниры и усиленно надавливали в область изгиба. Соответственно, в СМИ появлялись частые публикации о том, что такие смартфоны не выдерживают интенсивное использование. Сегодня ситуация изменилась – гибкие гаджеты демонстрируют достаточную надежность и хорошее качество исполнение. Производители техники стремились и стремятся придумывать особое позиционирование устройств. Сегодня это имиджевые продукты, которые предлагают возможность прикоснуться к перспективным технологиям по высокой цене.

Одна из последних новинок в сегменте раскладушек с полностью гибким экраном – это Huawei P50 Pocket. Китайский производитель выпустил на российском рынке версию Premium Edition, которая отличается оригинальным исполнением корпуса. Для разработки дизайна смартфона Huawei привлекла нидерландского модельера Ирис ван Херпен.


Она открыла свой модный дом в 2007 году, ее коллекции демонстрируются на Неделе моды в Париже и на ведущих выставочных площадках по всему миру, созданные ей образы регулярно примеряют знаменитости и модели. Скорее всего наши читатели, как и редакция, никогда осознанно не сталкивались с ее творчеством, однако после посещения официального сайта модельера не оставляется сомнений – Huawei P50 Pocket Premium Edition вдохновлен ее оригинальным видением моды через призму науки, технологий и архитектуры. Смартфон выглядит хотя и оригинально, но органично. Сочетание ярких оттенков и переливающихся цветов напоминает хорошо знакомый дизайн устройств Huawei – заметный и блестящий, с выделяющимися деталями (например, фирменным стилем смартфонов Huawei на протяжении длительного времени является окраска кнопки включения в классический красный цвет, и этот элемент дизайна до сих пор сохраняется в актуальной линейке флагманских девайсов).


В рекламных материалах P50 Pocket предстает как «симфония искусства и технологий», что довольно четко отражает особое положение модели на рынке – в хорошем смысле «не для всех».
Технология «folding screen» предполагает использование специального шарнира. Проблему с изгибом на экране решить полностью невозможно, однако производители идут на различные ухищрения. К примеру, выступающие торцы вокруг экрана и каплевидный тип крепления позволяют полностью соединить две части смартфона без зазора, максимально ровно и надежно. Таким образом, кажется, будто экран смартфона складывается идеально симметрично – как листок бумаги. На практике все устроено более сложно, но это важно для восприятия устройства пользователями. За таким технологиями остаются сотни часов интенсивной работы инженеров. Порой удивляешься, насколько креативен может быть человеческий мозг в решении самых непростых задач.

Шарнир, который используется в смартфонах с гибким экраном, может быть горизонтальным или вертикальным. Как правило, его делают из стали и других металлических сплавов. Многомерный или составной механизм позволяет минимизировать складки, а прикрывающий экран материал по фактуре напоминает пластик, но не является таковым в чистом виде (на самом деле производители используют технологии производства высокомолекулярных соединений – полимеры). Глянцевый экран предполагает наличие бликов и отражений в условиях хорошей освещенности. Huawei решила эту проблему использованием антибликового нанооптического слоя на экране.


Другой, уже «планшетный» тип смартфона предполагает использование аналогичных технологий. Если при использовании раскладушки вы получаете по умолчанию более компактное устройство, то в данном случае пользователь располагает большей диагональю экрана. Такой формат удобен для двухоконного использования приложений и просмотра контента. Можно предположить, что именно такой тип устройств будет наиболее популярным, потому что сценариев полезного использования данного форм-фактора значительно больше. Однако больший изгиб и большая диагональ экрана подразумевают более существенные затраты на производство комплектующих. Производители вновь приходят к такой ситуации, когда экран смартфона становится его самой дорогой частью.

При использовании складных смартфонов производителю фактически приходится размещать два дисплея - внутренний с изгибом и классический внешний экран для базовой коммуникации. Слабой стороной гибких девайсов остается автономность и программное обеспечение. Если проблемы с автономностью нивелируются технологией быстрой зарядки, то с программным обеспечением ситуация обстоит сложнее – компаниям необходимо продумывать возможные сценарии использования интерфейса и постепенно расширять их, предоставляя пользователям все больше уникальных функций. Скорее всего новые фишки пользователи будут видеть в новых продуктах, ведь гибкие экраны – это перспективная технология, которая будет становиться все более массовой.

Сложно прогнозировать, насколько быстро гибкие смартфоны захватят рынок (перспективы есть, а возможности существенно ограничены). По данным различных исследовательских центров, в 2022 году их доля от общего количества продаж составит около 1,5%. На успех таких девайсов повлияет лишь снижение цены, а пока смартфоны со складными экранами лишь дополняют продажи флагманских устройств отдельных производителей и остаются имиджевым продуктом.