Состояние высшего образования в Российской Федерации и активность университетов в СМИ


Наталья Дыбина – основатель и Генеральный директор коммуникационного агенства MassEffect Agency Ерохина Екатерина – кандидат экономических наук, Руководитель направления АО «Коммерсантъ» (https://www.facebook.com/ekaterina.erokhina.14 ) Данное интервью планировалось нами давно, так как сочетает в себе несколько важных и полезных точек соприкосновения и эффективного сотрудничества: сотрудничество с ИД «Коммерсантъ»- как с ведущем деловым СМИ России, а также партнерство в рамках образовательного направления и образовательного контента.

Н.Д. – Екатерина, как вы видите состояние высшей школы в условиях пандемии?
Е.Е. – Сложившаяся ситуация в нашей стране и в мире, привела к необходимости поиска новых путей развития системы образования в целом. Традиционный уклад системы образования с очным проведением лекций и семинарских занятий потребовал коренного пересмотра и быстрых поисков альтернатив. Всесторонне развитие цифровой экономики и диджитализация поспособствовало быстрому предложению со стороны крупнейших online – платформ – максимально быстро адаптированы системы ZOOM и MS Teams, которые, фактически, приняли на себя первый удар, связанных с переводом занятий на эти платформы. На данный момент, эти платформы стали основный механизмом, существенно облегчающим жизнь и, если полностью не заменяющими, то способными выступить эффективными системами в обеспечении коммуникации не только преподавателей и студентов, но и бизнеса – для профедения совещания, конференций и презентаций. Для меня подобный переход существенно сократил время на дорогу и перемещения по городу, а значит позволяет успеть реализовать намного больше задач.
Н.Д. – Как вы считаете, уйдет ли российская система образования в online?
Е.Е. – Не думаю. Опираясь на мнение экпертов, я думаю, что в таком режиме Россия проживет еще несколько лет, пока большинство граждан не переболеют, или не привьются специальной вакциной. В дальнейшем – думаю, будет развиваться комбинированная система образования, в т.ч. с элементами дистанционного обучения, что существенным образов повысит академическую мобильность и упростить вопросы логистики.
Н.Д. – Что для вас дистанционное образование и обучение?
Е.Е. – Несмотря на то, что я уже достаточно много посвятила своему образованию- у меня 2 высших образования, законченная аспирантура и степень кандидата экономических наук, я все еще продолжаю саморазвиваться. Сейчас только закончила повышение квалификации с получением соответствующего удостоверения. Как раз дистанционка этому способствовала – я училась онлайн в Сибирском федеральном университете на курсе «Экономическая культура и финансовая грамотность в цифровой экономике (ФПК)».
Если говорить об обучении – онлайн активно читаю мастер-классы для студентов ведущих российских вузов, находясь на удаленке по своему основному месту работы - в СМИ «Коммерсантъ». Благодаря существенной экономии времени на передвижение по городу, у меня остается достаточно много времени не только на работу и мастер-классы, но и на саморазвитие.
Н.Д. – Какие проекты ИД Коммерсантъ сейчас реализует в сфере образования, работы и карьеры?
Е.Е. – ИД Коммерсантъ реализует различные образовательные проекты, сегментированные по целевой аудитории и запросам наших партнеров. Основная образовательная площадка –тематическое приложение НАУКА (кстати именно печатное, в виде научно-популярного журнала) в котором рассматривается широкий пул тем по образованию, здравоохранению, научным исследованиям и разработкам ведущих российских и международных вузов и научных лабораторий. Огромным плюсом считаю возможность дублирования печатного контента на нашем сайте, когда любой желающий может вернуться и прочесть интересующие материалы.
Еще одна из не менее эффективных площадок – наш сайт – www.kommersant.ru – где размещаются различного рода партнерские материалы, нативные статьи, а также спецпроекты. Ключевое отличие Ъ от конкурентов для спецпроектов – высокое качество нашей аудитории, низкий процент отказов от прочтения материалов, долгое пребывание на странице спецпроекта, а также низкая себестоимость одного уникального пользователя в ценовом выражении.
23 ноября вышло новое печатное приложение к газете Коммерсантъ – Корпоративные университеты, посвященное корпоративному образованию, удаленной работе сотрудников компаний в период пандемии, а также HR-сектору и предотвращению текучки кадров в компаниях.
Помимо этого с отделом конференций Ъ запускается проект Корпоративный университет – где ведущие образовательные площадки и университеты могут проводить свои курсы для нашей бизнес-аудитории.
Н.Д. – Какие университеты и образовательные проекты сейчас представлены в ИД Коммерсантъ?
Е.Е. – За последнее время в Ъ представлена онлайн-образовательная платформа SF Education, РХТУ Менделеева и МГИМО. Сейчас ведутся переговоры о сотрудничестве с МГТУ Баумана, Тульским государственным университетом и другими ведущими университетами нашей страны.
Н.Д. – После защиты кандидатской диссертации, вы планируете продолжать научную деятельность и дальше совершенствоваться?
Е.Е. – Да, конечно. В идеале – хочу совместить свою основную работу с активным преподаванием в вузах, тем более, диджитализация этому способствует.
Сейчас, под руководством доктора экономических наук, профессора РЭУ Плеханова, Казаковой Н.А., я занимаюсь научным исследованием в рамках гранта РЭУ Плеханова: «Мониторинг секторальных рисков финансовой безопасности в цифровой среде с использованием Гарвардской парадигмы отраслевого анализа». В состав научного колектива помимо меня, входят отечественные ученые из ведущих российских вузов: Когденко В.Г. (доктор экономических наук, доцент НИЯУ МИФИ), Хлевная Е.А. (доктор экономических наук, доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова), а также старшие преподаватели, аспиранты и студенты РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Мы очень надеемся, что исследование принесет пользу не только университету, но и , глобально, российской экономике, т.к. посвящено актуальным проблемам.