Состояние этнической музыки мигрантов в России и на Западе


Сегмент музыкального творчества мигрантов в России пока находится в зачаточном состоянии

Состояние этнической музыки мигрантов в России и на Западе
Длительное пребывание в чужой стране становится причиной творческого выплеска у некоторых мигрантов, они получают массу вдохновения от новых условий и впечатлений в жизни. В западных государствах существуют налаженные механизмы поощрения творческих амбиций среди диаспор. Например, в Берлине уже много лет функционирует площадка «Дом культур мира» – футуристическое здание, где ежедневно проходят концерты, кинофестивали, выставки деятелей искусств из Азии, Африки и Южной Америки. «Дом культур мира» начинался как инициатива социальных работников, которые хотели помогать мигрантам. Постепенно они получили поддержку от городского сената, а также частных структур, что дало им шанс на развитие. Сегодня это то место, где любой посетитель может прикоснуться к той или иной неевропейской культуре. Порой творчество дилетантов бывает гораздо искреннее и самобытнее. Известно, что на одном из таких творческих вечеров американская поп-певица Мадонна влюбилась в цыганскую музыку и даже взяла одну группу в свой тур на полтора года. Кстати, она была из России.

Всплеск интереса западной музыкальной индустрии к музыке другой культуры начался в 60–70-е годы. Людям захотелось в добавление к рок-н-роллу чего-нибудь экзотического. Ярким примером является создание в 1975 году немецким музыкальным продюсером Фрэнком Фарианом группы Boney M, все участники которой были чернокожими, родом с Карибских островов. Последнее должно было найти выход в их творчестве, что стало своеобразным экспериментом с новым стилем диско. Boney M обрела невероятную популярность по всему миру, даже смогла прорвать железный занавес и дать 10 концертов в советской Москве.

Другой коллектив – Ottawan, чей шлягер «Hands Up» появился после того, как солиста Жан-Батиста Патрика, мигранта с острова Гваделупа, на выступлении в одном парижском баре заметил продюсер Далиды Даниэль Вангар. Так из обыкновенного работника авиакомпании Air France Патрик превратился в звезду мирового уровня. Ни одна французская группа в жанре диско не могла сравниться по популярности с Ottawan. Взрывная известность даже побудила коллектив выпускать две версии своих песен – англоязычную и франкоязычную.

Обе описанные группы цепляли слушателей интересными образами исполнителей, этнической одеждой, экзотическими инструментами, а в целом – неизвестной, но привлекательной культурой. И хотя их творчество нельзя в полной мере назвать этническим, они и многие другие положили начало развитию музыкального рынка в сторону этого жанра, поэтому сегодня, после достаточно долгого пути, у музыки мигрантов в Европе и Америке много верных поклонников.

Именно здесь и кроется причина отличия внимания к этнической музыке в России и на Западе. Дело не в неприязни к приезжим, а именно в неразвитости музыкального рынка. В нашей стране он не проходил подобного пути. Сегмент музыкального творчества мигрантов в России пока находится в зачаточном состоянии. В Москве, например, этническая музыка бывает представлена на городских мероприятиях, творческих вечерах в Московском доме национальностей, но единой площадки для непрофессиональных коллективов, где представители разных диаспор могли бы общаться, обмениваться опытом и рассказывать о себе столичной публике, сегодня нет. Поэтому у музыкантов-мигрантов нет возможности полноценной самореализации. Люди играют на свадьбах и праздниках, выступают на редких больших фестивалях, но не могут состояться как исполнители традиционной музыки.

При этом запрос на такую музыку есть. В Москве функционирует лейбл Opium Underground. Его создатели – исполнитель электронной музыки из Узбекистана Ильхом Султанов и московский диджей Антон Носов – хотели собрать на одном ресурсе восточную музыку в самых разных её проявлениях. От создания паблика «ВКонтакте» парни скоро перешли к организации вечеринок, где быстрорастущая аудитория могла услышать вживую творчество музыкантов из стран Востока, живущих в России. На данный момент у Opium Underground уже более 16 тыс. подписчиков. Хотя пандемия остановила «живые» вечеринки, лейбл не перестаёт функционировать и, вполне вероятно, вскоре снова откроет двери желающим услышать музыку восточных мигрантов. Однако жанров здесь представлено совсем немного. Это всего лишь маленький коллектив, рассчитанный на определённую аудиторию, не все музыканты и не каждый слушатель найдёт здесь «своё» место.

В то же время отсутствие площадки, которая бы распространяла популярность музыки мигрантов, затрагивает не только материальный аспект. Многие исполнители занимаются творчеством не ради денег. Им важно вернуть себе право на признание в качестве творческого человека, а не машины для зарабатывания денег и отправки их на родину. Для многих их песни – единственная связь с культурой своей страны, и возможность развития этого сегмента на массовом уровне позволит лучше узнать культуру людей, которых мы видим каждый день, но не обращаем на них внимания. И только интерес к чужой культуре может сблизить один народ с другим.

Илья Голубев
Обозреватель Группы Компаний «Аксиома»