Современная школа – это очень наукоемкое производство


Преимущества научного руководителя в частной школе Современный мир предоставляет нам все больше возможностей выбора. Это касается и обучения, в том числе его формата. Все больше семей выбирают частное образование.

Современная школа – это очень наукоемкое производство
Согласно исследованию Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) Президентской академии (РАНХиГС) с 2016 г. численность обучающихся в частных школах ежегодно увеличивалась и к 2023 г. возросла почти в 2 раза, а их доля в общем числе школьников выросла более чем в 1,5 раза.

Качество получаемого ребенком образования, индивидуальный подход, персональная траектория – главные факторы для родителей при выборе учебного заведения. Значимым преимуществом частной школы, о котором не всегда знают родители, является наличие научного руководителя или консультанта. Именно он, аккумулируя опыт разнообразных образовательных теорий и методик, помогает определить перспективы развития школы.

Зачем школе нужен научный руководитель

В 2023 году частная школа «ИндиКид» начала тесное сотрудничество с Институтом педагогики СПбГУ и его директором Еленой Ивановной Казаковой, которая консультирует школу по вопросам стратегии развития.

«Научный руководитель любого дела, а не только частной школы, – рассказывает Елена Ивановна, – помогает тем, кто руководит бизнесом в принятии научно-обоснованных управленческих решений. Но не только. Хороший специалист способен помочь всем – родителям, педагогам, ученикам, руководству – информацией, анализом проблемы, обзором перспективных практик, поиском правильных решений, диагностикой достижений. Этот ряд можно продолжать до бесконечности. Современная школа – это очень наукоемкое производство».

«В образовательном процессе достаточно много рутинных задач, – добавляет академический директор частной школы «ИндиКид» Иван Валентинович Гладиборода. – Научный руководитель видит школу «сверху», ее сильные и слабые места, помогая выстраивать стратегию развития. Тем самым повышает значимость и устойчивость школы. Эта уверенность в завтрашнем дне передается не только педагогам, но и родителям и ученикам».

Благодаря работе научного руководителя учителя повышают свои компетенции, перенимают современные образовательные практики, проходя регулярное обучение. Он заботится о том, чтобы самые эффективные педагогические идеи смогли воплотиться в реальной работе руководителей и учителей. Родители могут быть уверены в качестве, актуальности и инновационности подходов, которые применяют педагоги в учебной деятельности.

А что на практике?

«Каждая школа индивидуальна по своей сути, поэтому чтобы лучше понять, в каком направлении двигаться, нужно увидеть, чем она живет, проникнуться ее атмосферой. Мы много общаемся с руководством, педагогами, проводим встречи с родителями. В частной школе большой плюс в том, что нет излишней бюрократии, присутствует открытость взглядов и интерес ко всему новому. Выстраивание образовательной траектории – длительный и кропотливый процесс, научный руководитель призван способствовать тому, чтобы все прошло наиболее гладко» – комментирует Елена Ивановна.

Образовательный процесс в «ИндиКид» построен так, чтобы создать комфортные условия для всестороннего развития ребенка за счет высокого уровня образования и индивидуального подхода к каждому ученику. Важной частью учебной программы является проектная деятельность. Такой метод обучения позволяет прививать тягу к познанию, самообразованию и саморазвитию, совершенствует мягкие навыки.

«Согласно темам и материалу, которые изучаются в рамках школьной программы, мы встраиваем в учебный процесс разностороннюю проектную деятельность. Например, на уроках литературы и чтения дети начинают изучать сочинения по картинам известных художников, знакомятся с биографией, учат стихотворение, готовят презентацию, снимают видеоролики, и только после полной проработки приступают к написанию сочинения», – рассказывает Наталья Белкова, соучредитель школы «ИндиКид».

С детьми здесь работают индивидуально, предлагая вариативные программы развития, которые включают персональные расписания. Внедрен и используется формат наставничества, который в школе считают крайне полезным. Главный фокус – на раскрытии детских талантов для достижения детьми результатов, которые придадут им уверенности в себе и сподвигнут на дальнейший прогресс.

Педагог или ученый?

Кто может стать научным руководителем? Елена Ивановна уверена, что таковым становится тот ученый, которому доверяет учредитель школы, с кем у учредителя совпадают «взгляды на педагогику»: «Плюсом для такого руководителя выступает не только его научная квалификация, но и реальный педагогический опыт. Я, знаете ли, больше всего доверяю своим коллегам, которые много лет проработали учителями, сами были директорами и завучами. Хотите пример? Шалва Амонашвили».

Основные преимущества научного руководителя:

1. Стратегический подход: обладая экспертизой в образовательных проектах, имея разносторонний педагогический опыт и хорошо ориентируясь в современных тенденциях, он помогает выстроить долгосрочную стратегию развития школы, сформировать ее уникальность и индивидуальность.
2. Поддержка и мотивация: научный руководитель поддерживает учителей и руководство школы, помогая в реализации намеченной стратегии.
3. Повышение квалификации педагогов: научный руководитель способствует развитию их компетенций и профессиональному росту.
4. Участие в жизни школы: научный руководитель участвует в жизни школы, в ее мероприятиях, конференциях и семинарах.
5. Формирование ценностей: научный руководитель при разработке вектора развития школы закладывает ее ценности, которые затем передаются ученикам.

Таким образом, научный руководитель является важным элементом частной школы. Во многом от него зависит определение актуальной и понятной траектории, которая должна находиться в балансе между проверенной консервативностью российского образования и необходимой инновационностью. Именно научный руководитель дает экспертный взгляд и помогает вести школу оптимальным курсом, являясь своего рода наставником для руководства и педагогов. А те, в свою очередь, помогают ученикам достичь успеха в учебе, развить необходимые навыки и определиться с будущим.

«Мне дорого то, что коллеги из «ИндиКид» часто прибегают к моим консультациям, – резюмирует Елена Ивановна. – В школе работают мои ученики, у «ИндиКид» и Института Педагогики много общих затей и проектов. Я очень горжусь личной дружбой с учредителями, которые стремятся выстроить для детей лучшую школу – школу качественного учебного труда, школу, насыщенную творчеством и спортом, школу, в которой каждый сможет найти свое призвание».